Новости сайта | О проекте | Контакты
 
Новости сайта
О проекте
Библиотека
Календарь Майя
Контактеры 2012
Каббала
Ученые
Ученые стран мира 2012
Тибетские
Камасутра
Тибетская медицина
Контакты
Отзывы и Предложения
Полезное
Обратная связь
Фотогалерея
Поисковая система
Фотографии
Видео

ТИБЕТСКАЯ ЙОГА И ТАЙНЫЕ ДОКТРИНЫ: Книга шестая

КНИГА ШЕСТАЯ

ПУТЬ ПЯТИ МУДРОСТЕЙ: ЙОГА ДОЛГОГО ХУМ

ВВЕДЕНИЕ

Йога пяти мудростей

Предмет этой книги, наименьшей из семи книг, йоги-чески подобен предмету Чод Ритуала, в котором центральная тема касается превращения Пяти Ядов, по-другому известных как Пять Помрачающих Страстей, которые являются сопутствующими с Неведением, в Правильное Знание (представленное здесь в пятистороннем эзотерическом аспекте как Пять Мудростей) средствами йоги визуализирования и вдохновения. Тем самым преуспевший йогин реализует состояние Будды. Эта доктрина кратко сформулирована в последних четырех строфах, предшествующих заключающей мантре.

Главная цель этого краткого введения состоит, следовательно, в том, чтобы изложить в кратком виде Махайанические учения относительно Пяти дхъяни Будд, ибо от понимания Пяти Мудростей зависит понимание Мантра Йоги Долгого ХУМ.

Как в «Тибетской Книге Мертвых», к которой серьезные читатели отсылаются за дальнейшими объяснениями, Существенной, или Основополагающей, Мудростью является Всепроникающая Мудрость Дхарма-Дхяту («Семя, или Потенциальность Истины»), или Мудрость, рожденная из Дхарма-кайа («Божественное тело Истины») в ее аспекте как Всепроникающей Пустоты.

Дхарма-Дхату символизируется Агрегатом Материи, откуда возникают все физические формы, животные и неживотные, видимые или невидимые. Дхарма-Дхату, будучи Самостью, составляющей Дхарма-кайа, олицетворяется Главой Дхъями Буддх, Вайрочана.

В этом контексте Агрегат Материи может рассматриваться как являющимся Природой, или Сангсарой, характеризуемым бесконечным преходящим изменением, в котором, как результат кармических действий, человек порабощен беспрерывным кругом рождения и смерти. Когда, в силу Правильного Знания плода Йоги, человек разрывает свою прикованность к Сангсаре, тогда светится впредь в его внутреннем сознании символическое голубое сияние Дхарма-Дхату Мудрости. Тогда, победив саму жизнь, Йогин обладает Свободой, поскольку он никогда более не возвращается в царство Неведения и Иллюзии, за исключением как Бодхисаттвой, давшим обет самоотверженности, чтобы нести тех, которые все еще пребывают в Темноте Пещеры, к Свету Дня.

Зеркалоподобная Мудрость, олицетворяемая Дхъяни Буддой Акшобхьа, которого Дхъяни Будда Наджра-Саттва является Самбзога-Кайа отражением, дарует Сиддхи (или йогическую силу) видения ясновидяще присущей реальности, отраженной, как в зеркале, во всех феноменальных или кажущихся вещах, органических и неорганических. Как с помощью микроскопа или телескопа люди науки изучают вселенную внешне в ее нереальности, так с помощью йогической проницательности, дарованной Зеркалоподобной Мудростью, мастер этой йоги изучает эту Вселенную внутренне в ее Истинном Состоянии. Благодаря реализации Мудрости Равенства, олицетворяемой Дхъяни Буддой Ратна-Самбхава, йогин смотрит на все вещи с божественным беспристрастием, в силу йоги равнорасположенности. Различающая Мудрость, олицетворяемая Дхъяни Буддой Амитабха, дарует йогическую способность познания каждой вещи в самой себе, и также всех вещей в качестве Единого. Пятая Всезавершающая Мудрость, олицетворяемая Дхъяни Буддой Амогха-Сидяхи, дарует силу стойкости, существенную для успеха во всех йогах, и неизменную рассудительность с последующим непогрешным действием.

Тогда как Дхарма-Дхату Мудрость, следуя «Тибетской Книге Смерти», символизируется, или иллюзорно проявляет себя, как Агрегат Материи, как Природа, производящая все физические формы, Зеркалоподобная Мудрость символизируется элементом Вола, откуда берет начало поток жизни, представленный соком в деревьях и растениях и кровью в человеке и животных. Мудрость Равенства, аналогичным образом, проявляет себя посредством элемента Земля и таким образом производит главные твердые составляющие человеческого тела и органических и неорганических форм. Различающая Мудрость, посредством проявления себя через элемент Огонь, производит жизненное тепло воплощенных человеческих и более низких животных существ; Всезавершающая Мудрость, использующая в качестве носителя своего проявления элемент Воздух, является источником дыхания жизни.

Элемент Эфир не включается в эту категорию, поскольку он символизирует суммарное—общее всех Мудростей, именно, Сверхземную Мудрость, которая является чисто нирванической, за пределами области земного СОЗНАНИЯ. Только Полностью Просветленный Будда может постичь ее. Эзотерически элемент Эфир олицетворяется Дхъяни Буддой Ваджра-Саттва и связывается, в сравнительном отношении, с Зеркалоподобной Мудростью. Ее агрегатом является Агрегат Бодхической Мудрости. Ваджра-Саттва, в этом эзотерическом отношении, синонимичен с Саманта-Бхадра Али (т. е. Первоначальным) Буддой, олицетворением Нерожденной, Бесформенной, Неизменяемой Дхарма-кайи, или Нирваны. Саманта-Бхадра в свою очередь часто олицетворяется в Вайрочана, Главе Пяти Дхъяни Будд.

Опять же, как в «Тибетской Книге Мертвых», с каждой из Пяти мудростей связывается помрачающая страсть, соответствующая Пяти Ядам нашего текста, и Сангсарический агрегат и мир, а также мистический цвет, следующим образом.

С Дхарма-Дхату Мудростью — Глупость (или Лень, или Заблуждение), Агрегат Материи, мир девов или миры) и голубой цвет; с Зеркалоподобной Мудростью — Гнев, Агрегат Сознания, Мир ада (или миры) и белый цвет; с Мудростью равенства — Эготизм (Самомнение, или Гордость, или Эгоистичность), Агрегат Осязания, человеческий мир и желтый цвет; с Различающей Мудростью— Вожделение (или Алчность), Агрегат Осуществления Ощущений (или Привязанности), мир духов и красный цвет; и с Всезавершающей (или Всеосуществляющей) Мудростью — Зависть, Агрегат Хотения, мир титанов и зеленый цвет.

Настоящий трактат, хотя и такой краткий, выразил бы хорошо подготовленному Йогину самую сущность Эзотерического Учения, и о нем можно было бы легко написать объемистый том комментариев. Для западного изучающего он, очевидно, имел бы очень большую практическую ценность, если бы изучался в качестве дополнения к другим йогическим доктринам, изложенным в этом томе.

Примечание:

1 Наш перевод основывается на небольшом тибетском манускрипте из одного фолио. Мы перевели го заголовок следующим образом: «Здесь лежит (объяснение) Пятисторонней Мудрости (Атрибута) Долгого ХУМ».

ПУТЬ ПЯТИ МУДРОСТЕЙ: ЙОГА ДОЛГОГО ХУМ

Символическое значение долгого хум

1. Остроконечный Кружок (суживающийся к одному концу языком пламени в Пространство, символизирует) Вайрочана1 (как олицетворение) Дхарна-Дхату Мудрости2.

2. Полумесяц (символизирует) Акшобхьа3 (как олицетворение) Зеркалоподобной Мудрости 4.

3. Уплощенная Доля5 (символизирует) Ратма-Сам-бхава6 (как олицетворение) Мудрости Равенства7.

4. Придыхательное ХА8 (НА) (символизирует) Ами-табха9 (как олицетворение) Различающей Мудрости10.

5. (Глухое) ХА (НА) вместе с Гласным Знаком представляет Амогха-Сиддхи11 (как олицетворение) Всезавершающей Мудрости12.

6. ХУМ (таким образом) включает (в своем символизме) Природу (или Сущность) Пяти Порядков (Будд Медитации)13.

Примечания:

1 Текст: Риам-пар-сканг-маад (произн. Нампар-нанг-зад) (санск. Вайрочана) —Дхьант Будда Центоа (или Центральной Сферы). Вайрочана дословно означает «Б формах делающий видимым». Он, следовательно, является Проявителем Феноменов, или Ноуменальным источником Феноменов.

2 Текст: Чос-двышгс-йошес (произн. Чоинг-йеше). Здесь, как всюду в этом маленьком трактате, следовало бы сделать ссылку на изложение Пяти Мудростей в их тесной связи с Пятью Дхьяни Буддами, которые олицетворяют их или проявляют их достоинства, как оно содержится во Введении, непосредственно предшествующем этому тексту.

хьа), означающее «Неволнующийся» или «Недвижимое» (существо). Дхъяни Будда Восточного направления. Здесь, в Тибетском тексте.

3 Текст: Ми-бокьод-на (произн. Ми-кьодпа) (санск. Акшоб-допущена подмена имен Акшобхьа и Накрочана, которую мы исправили в нашем переводе.

4 Текст: Мелонг-лтабу-хи-йемне (произн. Мелонг-табу-йи-йеме).

5 «Уплощенная Доля» — это единственная горизонтальная строка, или линия, на которой покоится Полумесяц.

6 Текст: Рикчен-бьунг-лдан (произн. Ринчен-джунг-дан) (санск. Ратна-Самбхава), означающее «Рожденный из драгоценного Камня», или «Драгоценностью Рожденное (Существо)». Он таким образом является Украшателем, Источником Драгоценности и Красоты. В качестве Дхьани Будды главенствует над Южным Направлением.

7 Текст: Мьиам-ньия-йошес (произн. Ньям-ньид-йеше).

8 Придыхательное ХА — это та часть тибетской буквы ХУМ, походящая на фигуру 5, между Уплощенной Долью (непосредственно ниже Полумесяца) и глухим ХА. Глухое ХА указывается в следующем ряду, вместе с Главным Знаком, который представляет остающуюся часть ХУМ, или Нижнюю Долю.

9 Текст: Снанг-ва-мтхах-йас (произн. Нанг ва-тха-йай) (санск. Амитабха), означающее «(Он из) Безграничного (или Непостижимого) Света», Дхъяни Будда Западного Направления.

10 Текст: Со-сор-ртогс-пахи-йешес (произн. Со-сор-тог-паи-йеше), означающее дословно «Отдельно» Познающая Мудрость», или Мудрость, посредством которой каждая вещь познается в самой себе.

11 Текст: Дон-йод-груб-па (произн. Дон-йод-руб-па) (санск. Амогха-Сиддхи), означающее «Могучий Победитель (Сангсарического Существования)», Дхъяни Будда Северного направления.

12 Текст: Бьа-груб-йешес (произн. Ча-дуб-йеше). Как в «Тибетской Книге Мертвых», эта также называется Всеосуществляющей Мудростью, синонимичной со Всенаполняющей Мудростью Чод Ритуала.

13 В Шри-Чакры-Самбхара Тантре (ср. Артур Аналон. Тантрические Тексты.— Том VII, с. 4—6) проводится аналогичный анализ ХУМ следующим образом:

«Буква Н символизирует знание (или мудрость, которая завершает все работы; основная часть буквы Н — знание, верхушка буквы Н — уравнивающее знание и Бинду (Тхигле, остроконечный кружок) над этим — неизменное знание».

«Умственное сосредоточение на различных частях этой Мантры, символизирующей СОЗНАНИЕ, является способом, посредством которого СОЗНАНИЕ (в его непросветленном состоянии) подготавливается к чистому (или истинному) опыту и наслаждается той блаженностью, которая возникает из созерцания Блаженства Божественности (или Сзерхземного) СОЗНАНИЯ».

Выражение почтения и медитации

7. Почтение Ваджра-Саттва1, Аум! Свасти!

8. СОЗНАНИЕ Будд Трех Времен2, не опуская ни одного:

Незапятнанное с безначальных времен, совершенное и превосходящее понятие и определение.

Воплощение Пяти Мудростей, пустое3, и лучистое, и беспрепятственное.

Поднимается (или делается проявленным) в (символической) форме ХУМ, жизненно определенное и завершенное во всех его частях и функциях.

 

9. Пять Ядов свободно превращают самих себя в природно лучистые Пять Мудростей4.

В силу практикования этой йоги (или Пути Единения) визуализированием и воодушевлением (ХУМ)5.

 

10. И таким образом достигая Четырех Тел и Пяти Мудростей,

Да будет Ваджра, Сердца 6, реализована в этот жизненный период.

Примечания:

1 Текст: «Рдо-рдже-семс» дпах (произн. «До-рдже-сем» па) (санск. Ваджра-Саттка), «Победоносное Существо, исполненное Божественного Героического СОЗНАНИЯ», есть Самбхога-кайа, или окруженное ореолом активное отражение Акшобхьи. Ваджра-Дхара (тиб. Дордже-Чан), который появляется в качестве Коренного Гуру доктрин, содержащихся в Книгах III и IV, представляет другое из двух отражений Аккобхья. Оба имеют фундаментальную важность в тайном учении Маха-Мудра и Адр-Иога Школ.

2 Именно, Прошлого, Настоящего и Будущего.

3 То есть пустое в смысле, подразумеваемом Доктриной Пустоты (Шуньата), и, следовательно, пустое от всех сангодрических характеристик, ибо Пустота вне человеческих представлений и определений, будучи несотворенной, является Изначальной Сущностью всех вещей.

4 Посредством алхимии Правильного Знания. «Пять Ядов Неведения», как Миларепа называет их, которые изложены выше, во Введении, превращаются в Божественную Мудрость в ее пятисторонних аспектах.

5 Это, конечно, предполагает, что йогические упражнения, на которые намекается, но которые не приводятся в деталях здесь, следует применять посредством визуализирования и медитирования над символическим значением различных частей Долгого ХУМ. Для того, чтобы лучше передать глубокий смысл поучений, сообщаемых этим очень сжатым текстом, переводчик предпочел сделать перевод несколько свободнее, чем в любом из других наших манускриптов и ксилографических отпечатков.

6 Смысл выражения «Вадхра Сердца» является оккультным и имеет отношение к реализации Завершенного Просветления, или Состояния Будды. Его можно было бы по-другому перевести как «Бессмертность Божественного СОЗНАНИЯ Будд».

Заключающая мантра

Сарва сиддхи каришйанту1

Шубхам 2.

(Здесь кончается Книга VI).

Примечания:

1 Смысл этой Мантры — «Да будут все йогические свершения реализованы».

2 Шубхам — дословно означающее «добро», здесь эквивалентно заключающему «Амен».

 


Число прочтений: 2446
Посетитель Комментарий

Добавить комментарий
Имя:
Почта: не публикуется
  © www.bik-rif.ru 2010-2024