Новости сайта | О проекте | Контакты
 
Новости сайта
О проекте
Библиотека
Календарь Майя
Контактеры 2012
Каббала
Ученые
Ученые стран мира 2012
Тибетские
Камасутра
Тибетская медицина
Контакты
Отзывы и Предложения
Полезное
Обратная связь
Фотогалерея
Поисковая система
Фотографии
Видео

Атлас тибетской медицины. Лист 65

Атлас тибетской медицины

Лист 65
Краткое содержание главы 2 (продолжение), иллюстрируемой на листе

Лист 65 рис.1

На листе проиллюстрирована заключительная тема раздела о моче главы 2. Она посвящена обследованию мочи на выявление демонов, вызвавших болезнь.

Обследование мочи, как уже говорилось выше, всегда проводится на рассвете. Выявление вредоносных существ, повинных в недуге больного, сначала производится, исходя из характера пузырей или взвеси остывающей мочи, в различных секторах сосуда, символизирующего щит черепахи (см. л. 64). В случае необходимости гадание на вредоносных существ может быть продолжено. Для этого сосуд с уже остывшей мочой подставляется под первые лучи восходящего солнца, и в зависимости от тех или иных очертаний, появляющихся в моче или на ее поверхности, лекарь определяет природу вредоносного существа. Так, появление в моче очертаний павлина показывает, что вредит демоница «лесной туман» (рис. 2); появление подобия штандарта из трех свисающих полос - вредит «мирской чародей» (рис. 3); появление подобия железной цепи - вредит «богиня» (рис. 4); появление очертаний наконечника копья и меча - вредит «господин» (рис. 5); появление очертания длинношерстного горного козла - вредит «божество войны» (рис. 6-7); появление очертаний куста можжевельника - вредит божество данной местности (рис. 8); появление подобия лотоса - вредит «госпожа» (рис. 9); появление подобия светящегося диска - вредит «владыка» (рис. 10); внезапное появление подобия лучей утреннего солнца, исходящих из проема в стене,- вредит «могущественный» (рис. 11); появление подобия флагштока с продолговатыми языками флажков - вредит демон гибридного класса, нага-«могущественный» (рис. 12); появление подобия скорпиона - вредит демон гибридного класса нага-мара (рис. 13); появление подобия оленьих рогов - вредят демоны ямшю и «владыка» (рис. 14); появление подобия мешка - вредит божество града (рис. 15); появление подобия зеркала - вредит «озерная врачевательница» (рис. 16); появление подобия лютни - вредит демоница мара (рис. 17); появление подобия рыбы, улитки - вредит «хозяин местности» (рис. 18); появление морского чудовища, подобного змее,- вредит злой дух гибридного класса нага-демон (рис. 19); появление нечистого туманного облака с очертаниями в нем стрелы и веретена - вредят «свирепый» и «свирепая» (рис. 21-22); появление подобия решетки с многими клеточками - вредит злой дух, обитающий в поле (рис. 23); появление подобия ритуального кинжала, семян горчицы и груды жемчуга означает, что больной страдает от наведенной на него порчи путем магических заклинаний (рис. 24); появление подобия буйвола и дома - вредит демон дамси (рис. 26).

Лист 65 рис.2

Узнав, таким образом, какое сверхъестественное существо повинно в недуге пациента, лекарь должен произвести те или иные ритуалы, устраняющие причину страданий. В трактате не говорится, какие конкретно ритуалы должны производиться в том или ином случае. Вероятно, о них лекарь должен был узнать из уст своего наставника.

Поскольку тибетская медицина считает, что сверхъестественные существа, а именно: божества и злые духи, способны вредить человеку, меняя обличье (то есть злые духи могут принимать облик божеств и наоборот), то лекарь не должен ошибиться в определении истинного виновника недуга, для чего должен хорошо знать символику тех и других, частично изображенную на рисунках 2-26. Этот момент отражен на рисунке 31, на котором изображено выявление злого духа по моче мужчины, налитой в сосуд «мужской щит черепахи», и на рисунке 41, на котором изображено выявление злого духа по моче женщины, налитой в сосуд «женский щит черепахи». В самом трактате об этом сказано лишь следующее: «Если в первой графе слева, то есть в графе «божество» (рис. 39) появились изображения скорпиона и рогов оленя - символы двух соответствующих злых духов, это означает, что под видом божества вредят эти злые духи; если в третьей графе слева, графе злых духов, появились изображения наконечника копья и горного козла1 -символы двух соответствующих божеств, это означает, что разгневанные божества чинят вред под видом злых духов». Ритуалы же, направленные на избавление от недуга, следует адресовать истинным, а не кажущимся виновникам.

Две нижние схемы (рис. 60-61) посвящены обследованию мочи согласно методике, изложенной в старинном медицинском сочинении «Лунный царь»2, на который часто ссылается автор трактата «Голубой берилл». В принципе между методикой, намеченной в «Четверокнижии», а затем развернутой в трактате «Голубой берилл», и методикой сочинения «Лунный царь», приводимой там же, нет существенной разницы. В обоих случаях вредоносное сверхъестественное существо определяется по очертаниям различных животных и рыб, растений и предметов, видимых на поверхности или в глубине мочи.

Однако если в первом случае при делении поверхности мочи в круглом сосуде на графы или сектора наличествует, так сказать, демонологический подход, когда каждая графа соотносится с определенными классами сверхъестественных существ, то во вто­ром случае наблюдается астрологический подход. Так, на схеме «»Четыре линии, делящие круг согласно трактату «Лунный царь»» (рис. 60) изображен круг с двенадцатью секторами, образованными пересечением в нем двух вертикальных и двух горизонтальных линий плюс некоторые дополнительные линии, каждая из которых делит верхние и нижние сектора правой и левой сторон круга еще на две части. Центральный квадрат при обследовании мочи не играет никакой роли. Сектора I-III являются восточными секторами. Они отождествляются с весной и доминированием стихии «дерево» (см. л. 55). Сектора IV-VI являются южными секторами. Они отождествляются с летом и доминированием стихии «огонь», сектора VII-IX являются западными секторами. Они отождествляются с осенью и доминированием стихии «металл». Сектора Х-ХП являются северными секторами. Они отождествляются с зимой и стихией «вода».

Лист 65 рис.3

В зависимости от того, в подобие каких фигур складываются пузырьки на моче, ее пленка и «взвесь», а также в зависимости от цветовых пятен, линий определяются вредоносное существо, или болезнь, или судьба, ожидающая пациента. Так, если в графах I-III или весенних месяцах-секторах3 вышеперечисленные компоненты мочи складываются в подобие рыбы и лягушки, это означает, что вредит гибридный демон класса нага-«опасный», и свидетельствует о болезни «желтой воды»; появляется подобие рыбь­его глаза, головы лягушки, черной свернувшейся змеи - вредит «хозяин местности»; появляется подобие лютни и ручного ритуального барабанчика - вредят демоницы мамо и мара; появление подобия пузырей на воде предвещает смерть от комплексного расстройства физиологических начал; появляются подобия лотосовой ваджры, кучи снега и дерева - гневается богиня «защитница»; появление подобий треугольника, ритуального кинжала, аркана и железного крюка свидетельствует о насланном колдовстве; появление очертания магического кинжала говорит также, что вредит демоница мамо, подстрекаемая чарами врага пациента; появление очертаний семян горчицы, гороха и ножа- вредит Владыка мертвых, побуждаемый недругом пациента; появление бликов золотистого цвета предвещает быструю смерть; появление очертаний ножа, лепестков лотоса и знамени победы буддизма - вредит богиня «защитница», подстрекаемая недругом; появление облика волка говорит о гневе местного божества, а подобие облика богини «защитницы» предвещает смерть через год и тому подобное.

В трех летних секторах (IV-VI) появление подобия рыбы и овцы, а также красного или красно-коричневого цвета говорит о болезни печени; желтый или неясный цвет -о водянке тонкого кишечника; появление многоцветья говорит об отравлении; облик волка - о гневе «могущественного»; линии, напоминающие треугольники или квадраты, говорят о болезни «белесая флегма», насланной демоницей мамо; светло-синий цвет говорит о болезни легких; темно-фиолетовый цвет, темно-синий цвет и красно-желтый цвет говорят о заболеваниях печени и тому подобное.

В трех осенних секторах (VII-IX) появление шафранового цвета свидетельствует о желчи в желудке; зеленоватый цвет - желчь в тонком кишечнике; подобие мышиного помета говорит о болезни почек; подобия хайныка и свиньи указывают на то, что вредит «хозяин местности»; подобия змеи и лягушки свидетельствуют о проказе; подобие скорпиона свидетельствует, что вредит злой дух земли; очертания, напоминающие облик женщины, ребенка, конечности тела, а также молнию или факел, говорят о вреде мары и тому подобное.

Лист 65 рис.4

Символика трех зимних секторов (Х-ХП) в основном указывает на расстройство функций того или иного вида физиологической энергии, что явилось причиной недуга.

Методика обследования мочи по схеме, данной на рисунке 61, в принципе не отличается от методики обследования, приведенной выше, только круг разбит не на двенадцать, а на шестнадцать секторов, включающих в себя межсезонье (см. л. 55), где доминирует стихия «земля». Сектора межсезонья отмечены подписями к рисункам 66,70,74,78.

Несколько отличный метод обследования мочи, приведенный также из сочинения «Лунный царь», показан на схеме «Вершина древа, исполняющего желания согласно трактату «Лунный царь»» (рис. 55). В этом случае стихии «огонь», «металл», «вода», «дерево» располагаются по основным сторонам света - соответственно, юг, запад, север, восток. Стихия «земля», обозначенная желтым цветом, помещается в центре и в промежуточных секторах гадательного круга. Точки мочи, отмеченные в разных секторах, гадательного круга. Токи мочи, отмеченные в разных секторах, интерпретируются ламой в свете зависимости стихий от сезонов года по циклической схеме мать-сын, друг - враг. Здесь лекарь делает вывод на основании токов, наблюдаемых в моче, которые символизируют наклон вершины древа желания в ту или иную сторону. Это гадание связано не с определением зловредного воздействия того или иного сверхъестественного существа, а в основном с благополучием семьи.

Примечание:

1 В левой третьей графе (рис. 21) изображен не горный козел - символ божества войны (см. рис. 6-7), а куст можжевельника - символ местного божества.

2 В «Четверокнижии», дошедшем до нас в редакции Ютхокпы Младшего (XI в.), об этой системе не упоминается, хотя тибетская историография относит появление трактата «Лунный царь» к VIII в.

3 В трактате не говорится о том, связано или нет конкретное время года, когда происходит такое гадание по моче, с секторами - сезонами года.

 


Число прочтений: 1983
Посетитель Комментарий

Добавить комментарий
Имя:
Почта: не публикуется
  © www.bik-rif.ru 2010-2024