Новости сайта | О проекте | Контакты
 
Новости сайта
О проекте
Библиотека
Календарь Майя
Контактеры 2012
Каббала
Ученые
Ученые стран мира 2012
Тибетские
Камасутра
Тибетская медицина
Контакты
Отзывы и Предложения
Полезное
Обратная связь
Фотогалерея
Поисковая система
Фотографии
Видео

Атлас тибетской медицины. Лист 10

Атлас тибетской медицины

Лист 10
краткое содержание главы 4 (продолжение), иллюстрируемой на листе

Лист 10 рис.1

Лист содержит иллюстрации к разделу главы 4, посвященному связующим сосудам. Все связующие сосуды делятся на две группы: черные и белые, в зависимости от того, с каким первоэлементом они связаны. Так, черные сосуды связаны с первоэлементом «огонь», а белые сосуды - с первоэлементом «вода». Все черные связующие сосуды, или, в сущности, кровеносные сосуды, являются ответвлениями «черного сосуда жизни». Этот сосуд порожден сосудом-током «рома» в месте пересечения этим сосудом-током сосуда основания печени. Так как функцией черного сосуда является приумножение плоти и крови, его называют «сосуд жизни», а поскольку он наполнен только кровью, то имеет цвет, приближающийся к черному. Этот сосуд, толщиной с сердцевину бамбука, тянется от тринадцатого до шейного позвонка, тесно прилегая к позвоночному столбу. От «сосуда жизни» отходят двадцать четыре крупных сосуда, в функцию которых также входит приумножение плоти и крови. Из них восемь крупных сосудов являются внутренними, идущими к плотным и полым органам. Так, на уровне третьего позвонка от «сосуда жизни» отходит один сосуд к сердцу и два сосуда к легким; на уровне девятого позвонка отходит один сосуд к печени; на уровне одиннадцатого позвонка - один сосуд к селезенке; на уровне тринадцатого позвонка - один сосуд к самсеу; на уровне четырнадцатого позвонка отходят два сосуда к почкам. Шестнадцать крупных внешних сосудов, отходящих от «сосуда жизни», проходят ближе к поверхности тела и считаются видимыми. К шестнадцати внешним крупным сосудам относятся: два сосуда «черное острие», отходящих от вершины «черного сосуда жизни»; два сосуда «спящих», отходящих от сердца; два сосуда, связанных с печенью и называемых «подобный острию»; четыре больших сосуда, отходящих от «черного сосуда жизни» к каждой конечности; четыре пульсирующих сосуда, связывающих сердце с каждой конечностью; два пульсирующих сосуда, связывающих сердце с половыми органами.

Лист 10 рис.2

В свою очередь двадцать четыре крупных сосуда разветвляются на сто восемьдесят девять более мелких, из которых семьдесят семь сосудов можно рассекать с целью кровопускания. Двадцать таких сосудов расположены на голове, тридцать четыре - на руках и восемнадцать - на ногах и руках плюс пять так называемых «пустотных» сосудов. Сто двенадцать сосудов нельзя использовать для кровопускания, поскольку нарушение их целостности чревато опасностью для здоровья и даже жизни. Из этих ста двенадцати сосудов двадцать восемь расположены на голове, тридцать шесть на руках и ногах, сорок восемь на туловище. Продолжая разветвляться далее, так что восемьдесят девять кровеносных сосудов превращаются в триста шестьдесят сосудов, из которых сто двадцать относятся к внешним сосудам, соединяя плоть с кожей, сто двадцать относятся к внутренним сосудам, соединяя полые и плотные органы, сто двадцать относятся к промежуточным сосудам, связанным с костями. В свою очередь сто двадцать мелких внешних сосудов делятся на двести тридцать четыре более мелких, сто двадцать внутренних и сто двадцать промежуточных мелких сосудов делятся каждые на двести тридцать три сосуда, образуя, таким образом, семьдесят очень мелких сосудов, которые в свою очередь делятся на мельчайшие сосуды, оплетая все тело и его органы подобно сети, и число их не поддается подсчету. (О белых связующих сосудах см. л. 13.)

Первые шесть рисунков в верхнем картуше листа (рис. 115*-120*) завершают изображение линии последователей трактата «Многие святые мощи». Из них «Процветающий могучий с севера» (рис. 118*) является сыном Тэнцзина Гьепо (рис. 117*). В конце этой линии дано изображение далай-ламы V (рис. 121*), подписанное одним из его эпитетов: «Владыка доктрины сарваджня». Последние пять рисунков изображают линию преемников традиции трактата «Собрание восьми сущностей», или «Восемь составных частей науки врачевания», написанного Ашвагошей.

 


Число прочтений: 1693
Посетитель Комментарий

Добавить комментарий
Имя:
Почта: не публикуется
  © www.bik-rif.ru 2010-2024