Глава 81
ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ, ВЫЗВАННОЙ ЯДОМ КЛУ-ГДОН
Затем риши Видьяджняна изрек:
О великий риши слушай!
Когда наступят последние пятьсот лет и придут
тяжелые времена, первоэлементы потеряют свои соки
и люди, лишившись пропитания, впадут в нищету;
они дикие земли вспашут, сделают полями,
дикие воды замутят, пруды запрудят,
дикие деревья срубят, дикие камни свернут —
все испортят, заполнят зловонием, смертью и враждой.
Буддисты и бонцы, не успев овладеть сиддхи,
дикие земли встревожат и накличут врагов.
Тогда наги, гнйан, сабдаги, боги и ракшасы
разъярятся и напустят яды зрительный, осязательный,
дыхательный и мысленный.
Наступит калпа болезни ци ти дза ха,
от вида которой тошнит, от мысли — страх пробирает,
от рассказов о которой видишь себя трупом.
Близкие и родственники бросят таких живьем.
И вот, расскажу о способах лечения этой болезни,
а ты, великий риши, слушай внимательно.
У нее есть причины и условия, проявления,
различия, признаки и способы лечения.
Причины. Чху-сер обычно находится в теле всегда,
но под влиянием прежней кармы, случайных
действий демонов, поражения чем-нибудь, из-за пиши или
поведения доша начинают притеснять чху-сер,
и черный чху-сер разливается по всему телу.
Проявляется это разложением мяса, кожи, костей,
суставов, сосудов, крови, плотных [органов],
и тело становится непригодным для жизни.
Эту невыносимую и трудноизлечимую болезнь относят к болезни мдзе.
По месту и по виду различают по восемнадцать разновидностей
болезни мдзе.
По месту внедрения различаются болезнь наружного слоя кожи,
самой кожи, подкожного слоя, «цвета», «силы»,
мяса, жира, сосудов, жил, крови, чху-сер, костей,
губчатого вещества костей, головного мозга,
суставов, костного мозга, семени и плотных органов.
Три доша по отдельности, три их сочетания по два,
и все вместе — итого семь [вариантов] причин
вызывают восемнадцать разновидностей болезни по виду,
это — «похожая на череп», «похожая на язык ришйа»,
«похожая на цветок удумбара», «круглая», гланг-шу,
мдзе кожи, мелкая сыпь, «похожая на ша-бкра», брас,
бйер, сер-кха, шу-ба, кха-бргйи, «белый лотос»,
брум-бу, гйан-па, разложение кожи, «похожая на соломоцвет».
Итого тридцать шесть разновидностей.
Обследование. Сперва надо определить болезнь,
а во время лечения выяснить четыре варианта исхода болезни.
Признаки болезни делятся на две [группы]: общие и частные.
Общие трех видов: внешние, внутренние и тайные.
К внешним признакам относятся сны, проявления болезни
на теле, в речи и на душе.
Снятся реки, деревья, луга; снится, что по телу
ползают лягушки, головастики, рыбы, змеи, черви,
пчелы, скорпионы, пауки и что находишься среди них;
снится, что за тобой гонится як, хайнык, звери,
что лезешь в узкую дверь, карабкаешься по тропе, падаешь в пропасть;
снятся закаты, знойные земли, град, стрелы,
яйца, сотрясающиеся храмы и глиняные статуи;
снится, что получаешь от женщины силы тела.
Таковы первые проявления воздействия демонов.
Телесные проявления. Меняется лицо: оно или
теряет цвет или наоборот выглядит лучше;
без причины увеличивается кровь и открываются
носовые кровотечения; кожа трескается, грубеет,
она то холодная, то горячая, зудит, чешется,
покрывается мокнутиями, сыпями, волдырями; тело
стягивает и сводит; беспокоят желудок и печень;
болят кости и бедра; долго не проходят ожоги.
В речи [больного] проявлений [болезни] множество.
Душевные проявления: сердце как будто сжимается,
угнетенность, озлобленность, беспокойство, суетливость.
Однако все эти [внешние] проявления могут быть неявными
во время, когда болезнь началась и больной уже схвачен демонами.
Внутренние проявления видны на лице, как в зеркале.
Вымой лицо и увидишь сухие пятна, которые
не смачиваются водой; цвет мяса делается белесым, бурым и красным;
кожа и мясо вздутые и легко поддаются нажиму;
пятна на носу, щеках, на переносице между бровями.
Если пятен уже нет, а кости и мясо усыхают, болезнь считается запущенной.
Глаза — органы чувств, на которых ясно видна болезнь.
На них можно заметить сосуды,
говорящие о наличии или отсутствии порчи и то,
каким образом демон проник в тело,
можно ли его одолеть и сколько лет прошло с начала болезни1.
Тайный способ обследования с помощью лекарств:
возьми серу, смолу ватики, аир и мускус,
добавь равное количество листьев ветреницы,
заверни в тряпочку, замочи в воде, отожми и
пои больного три дня. Потом посмотри, изменился ли
цвет мочи больного, не появились ли в ней
кровь, чху-сер и прочее. По этим признакам судят,
насколько сильно вредит болезнь2.
По частным признакам определяют причину —
яд это или демоны, как они проникли в тело,
место поражения и вид доша — виновника болезни.
Первое — выявление яда. Если телом и умом овладели
тяжесть и омраченность — это яд Земли,
подвижность и легкость — яд Ветра,
жар и горячность — яд Огня, холод и прохлада — яд Воды.
Демонов делят на две [группы]: «корни» и «ветви».
«Ветви»: тхе-бранг и гон-по нападают на наружный слой кожи,
дам-ери — на кожу, са-бдаг вцепляется в мясо,
гнйан проникает в сосуды, шесть видов ба-су — в жилы и сухожилия.
«Корни»: демоны царского рода — яд души, входят они через темя;
господского рода — яд зрения, входят в сосуды;
брахманского рода — яд дыхания, входят через левую руку;
демоны-простолюдины — яд прикасания, входят через правую ногу;
демоны неприкасаемые — яд клыков, входят через левую ногу;
царь нагов нападает на плотные [органы].
В тело болезнь проникает пятью разными манерами:
как бы шутя и играя,
как будто желая овладеть [больным],
как будто [больной] осквернен нечистыми,
как будто хотят убить из зависти,
как будто созрели плоды кармы.
Обследования мест, куда внедрилась болезнь.
Болезнь может опуститься на поверхность кожи,
кожу, в подкожный слой, «цвет», мясо, жилы,
сосуды, кровь, чху-сер, кости, суставы,
губчатое вещество кости, головной мозг,
костный мозг, семя и в плотные органы — сердце,
легкие, печень, селезенку и почки.
Короче, обращай внимание на тринадцать сокровенных мест3.
Выявление доша, вызвавшего болезнь: по признакам определяют
один из восемнадцати видов мдзе.
Мдзе ветра — [опухоль выпуклая], как шлем;
мдзе желчи — похоже на цветок удумбара;
два мдзе слизи — «круглая» и гланг-шу;
мдзе ветра и желчи похожи на язык ришья;
шесть видов мдзе слизи и ветра — это мдзе собственно кожи,
мелкие брум, ша-бкра, брас, бйер, сер-ка;
шесть мдзе слизи и желчи — шу-ба, кха-бргйа,
«белый лотос», брум-бу, гйан-па, разложение кожи;
мдзе, вызванный всеми тремя доша, — «похожий на соломоцвет».
Эта болезнь подобно вору проникает исподтишка,
поэтому необходимо самое тщательное обследование
внутренних, наружных и тайных проявлений.
За проявления мдзе не прими по ошибке
судороги мяса и жил от ветров или демонов,
шишки мяса, комки червей и шишки на костях,
тяжи мяса, мускулов и жил в глубине,
омертвевшее мясо, кожу, кости и подкожный [слой];
не прими перекосы рта или косоглазие за
«сухую» или «влажную» разновидности болезни;
не путай проявления болезни с проявлениями действий
первоэлементов и демонов,
так как болезнь как бы шутя иногда отпускает и вдруг
неожиданно созревает.
Не путаясь во всем этом, определи болезнь точно.
Надо беречься, а то самому можно заразиться
через пишу, в общении, через жилище, постель, нечистоты и прикасания.
Второй [этап обследования] — определение различных вариантов исхода.
Если пали крепостные башни восьми городов4 и
сданы четыре жизненных центра5, схвачены три конца6,
разбиты укрепления крупных суставов7,
четыре яда8 пропитали все тело,
три цвета9 поблекли, три [вида] волос10 вылезли,
три реки разлились11, волны морские12 затопили
легкие, сердце, печень, селезенку и почки,
если ладони и подошвы перестали потеть,
появились пятна — отметины са-бдагов13 —
такой больной неизлечим, откажись от него.
Если наличествует хотя бы часть этих признаков,
излечение будет кажущимся.
Если царский дворец покинут,
но признаков созревания плодов кармы нет,
такую болезнь можно с трудом, но вылечить.
Если поражения несильные и редкие
и нет вышеперечисленных признаков, то болезнь легко излечима.
Пятая [часть главы]. Методов лечения три: при угрозе болезни
надо беречься, если она проникла — вывести,
а после лечения бороться за продление жизни.
Первое. Чтобы обезвредить яд драконов-нагов,
надо читать дхарани победителя злобы,
спасителя жизни — могущественного Ваджрапани.
Чтобы сдерживать чху-сер и отпугивать демонов —
принимать «Амриту из земель и камней» и «Гаруду-5».
Второе. Излечение внедрившейся болезни [состоит в]:
подготовке — очищении причины заболевания чху-сер,
основном лечении — подавлении яда болезни,
обрубании конца — изгнании болезни ко-ле,
возвращении цвета и силы,
определении степени выздоровления, с тем чтобы
правильно определить дозы.
Первое — очищение чху-сер через кишечник и сосуды.
Назначают обычные слабительные и растирания,
постоянно дают слабительное из сгущенного отвара
коровьей мочи, молочая дур-бйид, ревеня,
«трех плодов» и латука Лессерта, добавив
«три лекарства желтой воды», смолу ватики и прутняк,
или дают дегу из «трех плодов», «пяти горячих», клещевины,
молочая дур-бйид, кассии трубчатой, малины,
пикроризы, аира, борца разнолистного, пижмы,
перца красного и латекса калотрописа.
Свари лекарственное масло для очищения «тугого» живота.
Потом очисти сосуды обычными лекарствами14 ,
добавив «три лекарства желтой воды», ватику, мускус
и «проводников», которые прогоняют демонов и чху-сер
и доставляют состав к легким, сердцу, печени,
селезенке, почкам, мясу, костям и сосудам, то есть туда, куда вошла болезнь.
Как назначать состав, подгонять «кнутом»,
прерывать остаточное действие, бороться
с осложнениями, смотри в разделе «Пять назначений»15.
Чху-сер очищают по одному разу в первые месяцы четырех сезонов —
если удалить причину, не будет и следствия.
Второе — [основное лечение]. Болезнь, вызванную ядом этой болезни,
лечат диетой, образом жизни, лекарствами, процедурами.
Запрети молочное, сладкое, несвежее, кислое,
соленое, похлебки из трав, пишу, разрушающую [силы тела];
назначай старое зерно, свежее мясо, мучную похлебку с сушеным мясом,
мягкий чай, разбавленное вино, холодную воду.
Образ жизни исключает совокупления, тяжелый труд,
дневной сон, следует сторониться грязи и скверны.
Лекарства — отвары, порошки, пилюли, дегу и
лекарственные масла. Сначала об отварах.
Акация, азадирахта, софора, козелец и кумарчик -
«Акация-5» — высушивают чху-сер прямо на месте.
Отвар одной лишь акации — лучшее средство от мдзе.
Порошки: чху-сер сушит состав из кальцита, буры,
камня «спинка лягушки», цхиг-тхуб белого и бурого,
лекарственной глины, пирита, асбеста, талька, золотой,
серебряной, медной и железной руды, киновари,
«шести хороших», «трех лекарств чху-сер», «трех плодов»,
смолы ватики, мускуса, серы, перца красного,
момордики кохинхинской, девясила высокого,
костуса и акации, смешанных с сахаром.
Давай с водой порошок горечавки крупнолистной,
крестовника «желтого» и «черного», адиантума,
мускуса, смолы ватики, смолы салового дерева,
акации и сахара; при усилении жара добавляй
миробалан хебула и борец Фишера.
Лучшее из того, что подавляет клу-гнйан, са-бдаг и болезни от ядов —
это пилюли «Гаруда-5» и «Драгоценный состав».
Сперва о приготовлении «Гаруда-5».
Взять мясо, кости, жилы, сердце и кровь Гаруды16 —
[соответственно] четыре шо, одно шо, две трети шо, пол-шо и одну треть шо.
Миробалан хебула, борец и все остальное истолочь
по отдельности, пока не получится мелкий порошок,
и три дня выдержать в моче восьмилетнего мальчика.
Когда состав почернеет и заблестит,
добавь с полпилюли мускус, размоченный в воде.
Проводником от жара дай безоар, от холода —
перец длинный, от демонов — смолу ватики.
Принимать пилюли, созерцая себя и пять буквенных символов17.
С первого по девятый день принимать по одной
пилюле три раза ночью, с девятого по двадцатый —
по две, с двадцатого по тридцатый — по три пилюли.
Принимать в течение года с момента вхождения болезни.
Если улучшения не будет, в два раза уменьшай дозу миробалана хебула.
За год пилюли излечат все восемнадцать видов мдзе
и навсегда подавят болезни от ядов нагов.
Приготовление «Драгоценного состава». Смешай ртуть,
очищенную от яда, серу, кханду из акации,
«шесть хороших», «три лекарства желтой воды»,
смолу ватики и «Гаруду-5». Эти пилюли подавляют
демонов-нагов и высушивают чху-сер.
А пилюли из ртути, облепихи, антимонита, золота,
сосны, кедра, миробалана хебула,
смолы ватики белой и черной, мускуса,
конопли, кассии тора, «шести хороших»,
сандала белого, безоара, кала [святого сиддхи]
при приеме в возрастающих дозах от одной
пилюли до трех оттесняют болезнь мдзе
в этой жизни, даже если и созрели плоды кармы.
Способы назначения и предотвращения осложнений
смотри в разделе «Составы из драгоценностей».
Раздел легу. Порошок железа, перец красный,
эмблика, прутняк и перец длинный с медом
в виде легу подавляют распространившуюся болезнь мдзе.
Подавляют мдзе также с помощью легу, соединив равные части кханды
акации, горичника и купены с добавлением меда,
«шести хороших», прутняка, «трех лекарств чху-сер»,
перцев длинного и красного.
Мдзе подавляют также сера, миробалан хебула и мед,
взятые в равных частях, с примесью ржавчины18.
Лекарственные масла: масло акации, масло сверши «большое»
и «среднее» с медом, «шестью хорошими», «тремя лекарствами чху-сер»
сушат чху-сер и укрепляют силы тела.
Процедуры. Применяют иглы, выпускают испарения
из сосудов, в частности, из расходящихся сосудов лба
и лицевого сосуда чху-сер.
Третье — средства от второстепенных болезней19.
Если болезнь бросилась в лицо20 , возьми шпанских мушек,
нашатырь, молочай лур-бйид, ветреницу, борщевик,
якорцы, кальцит, залей их вином, подогрей, добавь
закваску. Когда смесь забродит, смажь ею лицо —
чху-сер оттянется и лицо станет чистым.
После этого смазывай порошком смолевки с маслом.
При онемении и затекании сделай разрез и отсасывай чху-сер рожком.
Или же обмой мочой и смажь вышеуказанным составом
со шпанскими мушками,
молочаем лур-бйид, нашатырем, «тремя жгучими травами»
и прогрей на солнце.
Или же вытягивай чху-сер заклинаниями.
Омертвелое мясо разрежь и введи лекарство, разъедающее гниль21.
После отторжения гнили прикладывай лекарства, заживляющие рану22.
Чтобы выросли выпавшие брови, смазывай свиным жиром,
кровью пукразии, реальгаром, арсенитом, свиным
костным мозгом, абрикосовым маслом и медом.
При закупорке переносицы назначай постоянно очиститель носа.
При сужении глотки делай кровопускание и давай
соответствующие лекарства.
Четвертое — как вернуть «цвет» и силу,
используя причинно-следственные связи.
Смазывай составом из пяти видов крови: человеческой, собачьей, козьей, лошадиной и крови из матки, двух видов мяса — лягушки и змеи, двух видов жира — человеческого и сайгака, «шести пахучих» — мускуса, аира, ферулы, серы, чеснока, корней борщевика, борца Фишера и сандала с топленым маслом.
Окуривай дымом «двух видов мяса», «трех темных»,
«лошадиного пота»23, «трех вонючих», «трех паленых».
Трижды в день давай «Амритные пилюли»24.
Для лучшего усвоения лекарств и изгнания демонов используй мочу.
Во время лечения «Гарудой-5» обязательно давай «Гранат-4».
Последнее — регулирование дозы лекарства по степени выздоровления.
Если от всех этих лекарств делается лучше, —
значит, болезнь не была въевшейся очень глубоко;
если от них все болезни поднялись — средне;
если нет ни вреда, ни пользы — глубоко.
Соответственно надо лечить год, два, три.
Причем, если от малой дозы нет улучшения, увеличивай,
а если от большой дозы нет улучшения — уменьшай.
Признаки «сгибания головы болезни»: пульс сердца
становится чистым, тело — легким, дхату — ясными,
аппетит — хорошим, из носа начинает идти кровь,
кровь есть и в моче; в местах, куда
опустилась болезнь, скапливается чху-сер и сочится кровь с гноем;
язвы заживают; отваливается короста; постепенно
слабеют признаки болезни; снится, что из тела
выползают какие-то черви, что моется;
что его прохватил понос, что из носа пошла кровь;
из снов исчезают зловещие видения, снится, что [они] высыхают,
сгорают и уносятся,
что тело охвачено пламенем и восходит солнце;
глаза очищаются от сосудов, сосуды укорачиваются и втягиваются.
Как только заметишь эти признаки, говорящие об освобождении от демонов,
уменьшай по одной количество пилюль.
Если от уменьшения дозы улучшение не наступит,
результат лечения считается посредственным;
если улучшение будет при увеличении дозы,
это говорит о том, что болезнь еще не изгнана;
если уменьшение пилюль сопровождается улучшением —
значит, болезнь вырвана с корнем.
Но все равно еще год нельзя пренебрегать лечением.
И если за это время обострений не будет — болезнь назад не вернется.
Поскольку при этой болезни силы тела превращаются
в болезнь, ее трудно изгнать, нужно терпение и усердие
в течение долгого времени.
В общем-то эта болезнь — кармическая,
поэтому для улучшения кармы надо принимать обеты25,
благоустраивать тропы, спасать мальков26, копить
добродетельные заслуги, читать Словеса Будды,
почитать монашество четырех степеней27, очищаться
от грехов и омраченности,
считать своими родителями все существа трех миров
и как сын стараться оплатить свой долг.
Вот такие мысли общие и частные надо взращивать в душе.
Надо стремиться делать подаяния телом, душой, мыслями и имуществом.
Поскольку тело, болезни и демоны не имеют сущности,
воспринимай их с точки зрения учения шуньята
и учения об отсутствии индивидуального «Я».
И наконец, назначай ванны, очищения, кровопускания,
запрещай все, что вредит, давай пилюли и масла -
это и болезни излечивает, и жизнь удлиняет.
«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра
тайных устных наставлений.
Тантра наставлений.
Завершилась глава восемьдесят первая
«Лечение болезни, вызванной ядом клу-гдон»
|