Новости сайта | О проекте | Контакты
 
Новости сайта
О проекте
Библиотека
Календарь Майя
Контактеры 2012
Каббала
Ученые
Ученые стран мира 2012
Тибетские
Камасутра
Тибетская медицина
Контакты
Отзывы и Предложения
Полезное
Обратная связь
Фотогалерея
Поисковая система
Фотографии
Видео

ФАУСТ — доктор Иоганн (или Георг, у Гёте — Генрих) Фауст — символическая фигура неутомимого исследователя конечных сущностей, не страшащегося даже адских мук, грозящих ему в наказание за удовлетворение его любознательности. Вероятно, это был бродячий «волшебник» и астролог приблизительно в 1480 — 1540 гг., но точно реальность этого персонажа не доказана. Если у Гёте образ Фауста облагорожен, то в народной книге «Гисториа о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике» (Франкфурт на Майне, 1587) он представлен союзником дьявола; его пособник — Мефистофель (Мефистофил) — черт на временной службе у человека. В этой легенде проявляет себя недоверие народа к ученым, но особенно к шарлатанам, таскающим с собой непонятные книги на чужих языках и ведущим вольную жизнь, вместо того чтобы быть благородным (знатным) или заняться физическим трудом. Для простого человека это означало, что на подобном пути все кончается дьяволом, получающим еще одну душу, чтобы отправить ее в ад Хотя в многочисленных легендах, заклинательных и стихотворных книгах речь идет о символической запродавшейся дьяволу фигуре, не привязанной к какому-либо времени, предположительно, в них имеется в виду современник Парацельса (1493- 1541), бродячий сторонник оккультных наук.

 

УЛЕНШПИГЕЛЬ — историческая личность из брауншвейгских земель (Шёппенштедт); известно, что он был в 1350 г. погребен в Мёлльне. Это главное действующее лицо расхожих народных книг, в которых в шутовской, дурашливой манере представлено грубовато-крестьянское плутовство, а также отражено самосознание мелких городских слоев того времени. В этих шутках герой их, в частности, как бы иллюстрирует популярные изображения в словесной форме. Слова Тилль, Дюль, Тюлль, Тиле (ср. Телль) являлись распространенными крестьянскими именами, в то время как Уленшпигель (отсюда французское espiegle — шельма, проныра, плут) — явно шутливая кличка, прозвище, образованное из «ulen» (мыть, чистить) и «spigel» (зеркало на охотничьем жаргоне — задница), и примерно может означать жопочиста (мойщика задниц). Первое нижненемецкое печатное издание шванкбухов (нем. Schwankbuch — развлекательная, уморительная книга) появилось в 1478 г. в Любеке, первое верхнемецкое — в 1515г.в Страсбурге. Сочетания со словом Уленшпигель (уленшпигельчики, уленшпигельские штучки, проделки) стали общеупотребительны; личность Уленшпигеля сделалась благодатной темой для баллад, романов, музыкальных произведений — опер (Рихард Вагнер, Резничек). В романе Ш. де Костера «Тиль Уленшпигель и Ламме Гудзак» герой — повстанец против испанского владычества над Нидерландами. Уленшпигель в более узком смысле символизирует удачливого проказника и фигурирует в сценках народного театра, в кукольных представлениях, одерживая верх над Хансвурстом (колбасником) или «Касперлем» и вызывая своими шутками и плутовскими ужимками постоянный и дружный смех публики. В комедиа дель арте эта функция воспринята фигурой Арлекина.

 

ТЕЛЛЬ Вильгельм — легендарная символическая фигура времен швейцарской борьбы за независимость, олицетворение свободолюбия. Согласно традиции Телль был охотником из деревни Бюрглен (Ури), который был принужден тираническим наместником Габсбургов Гесслером к тому, чтобы выстрелом из арбалета сбить яблоко с головы своего маленького сына. Вскоре свободолюбивый Телль в «узком переулке» убил самого наместника; тем самым он подал сигнал к восстанию против господства Габсбургов и основанию клятвенного союза. В Новое время символическое воздействие этой легенды как выражения местной самооценки швейцарцев особенно подчеркнуто, хотя также указывает, что тема отца-охотника, вынужденного стрелять в собственного ребенка, намного старше, чем указанный эпизод в Швейцарии. Саксон Грамматик (ок. 1200) приписывает этот выстрел в Палнатоки-саге Токо, а скандинавская сага — Эгиллу. В шотландских легендах говорится о выстреле Уильяма Клаудсли. Лишь в 14 в. материал «Песни о Телле» подвергся обработке в сегодняшнем контексте и стал распространяться через народные баллады, а ок. 1470 г. был связан с «Клятвой на горе Рютли» (момент образования Швейцарии). Знаменитой эта историческая легенда о Швейцарии сделалась благодаря «Вильгельму Теллю» Шиллера (1804), так же как и благодаря «Вильгельму Теллю» Россини (1829), толкуемому в духе итальянского Рисорджименто (движение за объединение Италии). Телль стал символом честного и неустрашимого героя, борющегося за свободу, и бунтаря против нежелаемой власти. Увенчанный шляпой наместника шест есть, впрочем, старинный правовой символ власти военного или судебного характера и, следовательно, указание на тиранический произвол.

 

РОЛАНД. За народным образом героя, носящего это имя, стоит подлинное историческое лицо. Во время неудачного похода Карла Великого против халифа Абдаррахмана командующий бретонской маркой Франкского государства Хруодландус потерпел поражение в Пиренеях, в Ронсевальском ущелье, при баскском нападении в 778 г., когда он пытался вывести из-под удара арьергард армии Карла. В народной книге «История Карла Великого и Ротоланда» Турпина причина этого поражения была сведена к интриге предателя Ганелона, и Роланд (как и Зигфрид) должен был погибнуть в результате предательства. Смертельно раненный герой старался разбить тремя ударами свой меч о каменную глыбу, чтобы он не попал в руки врага, но глыба мрамора раскололась, а меч остался цел . Роланд трубил в свой горн (см. Тромбон), который при этом разорвался на части, и умер на руках у своего верного слуги. Во многих немецких городах перед зданием ратуши стоят «Роландовы колонны», которые представляют собой гигантскую фигуру героя с мечом и щитом в руках как символ юрисдикции.

 

ЗИГФРИД — легендарная фигура из «Песни о нибелунгах», воплощение идеального типа белокурого германского юного героя, который оказал особое влияние на национальный романтизм 19 в. и на цикл «Кольцо нибелунгов» Вагнера. И в негерманских странах эта фигура была довольно популярна: так, в Англии оборонительная система на западной границе с гитлеровской Германией называлась «Западным валом» или «Линией Зигфрида». В древнескандинавской «Старшей Эдде» этот герой носит имя Сигурд, сын Сигмунда и Хьордис, убийца дракона Фафнира («Речи Фафнира») Убив дракона, он съедает его сердце, вследствие чего ему становится понятен язык птиц; позже он знакомится с валькирией Брюнхильдой, попадает к королю Гуннару и женится на его сестре Гудрун. Однако в молодом возрасте он был убит в постели сводным братом Гуннара Готтормом. В датской традиции этот герой носит имя Сивард; он освобождает гордую Брюнель, которая заключена на стеклянной горе . В немецких народных книгах существует выражение «роговой Зейфрид», который, выкупавшись в крови дракона, покрылся панцирем и стал неуязвимым. Древние героические баллады изображают его победителем великанов и драконов. Рассказы о юном герое, который наделен «солнечными» чертами, пронизаны волшебством; его жизнь заканчивается в результате гнусных злодеяний, но он находит отмщение благодаря хитроумным действиям своей вдовы (известной обычно под именем Кримхильды), при этом погибает множество людей.
"Об убийстве Зигфрида на южном Рейне
Ворон на дереве громко кричит
И у Атиллы покраснело железо.
Клятвопреступление принесет убийце смерть! "
Песнь о Сигурде .

 

ДРАКУЛА — в восточноевропейском фольклоре воплощение «немертвого» вампира, кровососущего жуткого монстра; является также фантастическим литературным персонажем ирландского писателя Брэма Стокера (его часто экранизируемая ныне книга впервые появилась в 1897 г.). Прообразом легенды о вампирах является исторически засвидетельствованный человек, валашский борец против турецкого владычества Влад Тепеш, именовавшийся «дракулой», который прославился своей жестокостью по отношению к туркам и собственным подданным. Его замок был разрушен в 1462 г. султаном Мехмедом Завоевателем, однако Влад Тепеш, который имел обыкновение пронзать колом всех, кто был ему не по нраву, продолжает жить в народной традиции Румынии. Эта память перемешалась с легендой, согласно которой некоторые погребенные возвращаются в мир живых и высасывают у них из вен эликсир жизни — кровь, в результате чего и последние становятся вампирами. Уже в 1745 г. в одной энциклопедии (И.X. Цедлер) выражено мнение, что это представление следует объяснять следующим образом: «Среди людей свирепствовала инфекционная болезнь, пораженные которой внезапно умирали. Однако поскольку такая болезнь возбуждала воображение и сопровождалась кошмарами, то людям казалось, будто их давят умершие и высасывают из них кровь».


Число прочтений: 2621
Посетитель Комментарий

Добавить комментарий
Имя:
Почта: не публикуется
  © www.bik-rif.ru 2010-2024