Новости сайта | О проекте | Контакты
 
Новости сайта
О проекте
Библиотека
Календарь Майя
Контактеры 2012
Каббала
Ученые
Ученые стран мира 2012
Тибетские
Камасутра
Тибетская медицина
Контакты
Отзывы и Предложения
Полезное
Обратная связь
Фотогалерея
Поисковая система
Фотографии
Видео

 

Цигун. Общее введение и исторический анализ

17.10.2007 г

ВВЕДЕНИЕ 

Под гунфу (или «кунфу», «кунг-фу» и т. п., кит. ) китайцы понимают де­ятельность, которая требует времени, энергии и терпения, но приносит ощутимые плоды. Цигун («работа-гун с энергией-ци, ) — это гунфу управля­емой циркуляции внутренней энергии. Один из синонимов цигуннэйгун внутренняя работа-гун», ).

Этой практикой китайцы занимались на протяжении тысяч лет — как для укрепления здоровья, так и для выработки силы, необходимой в боевых искусствах. К сожалению, в наше время даже в самом Китае многие неверно понимают суть искусства цигун, сомневаются в возможности накопления и совершенствования внутренней энергии и в самом существовании энергии ци. Тому есть несколько причин:

1. Еще лет пятьдесят назад большинство специалистов по цигун обучало этому искусству лишь близких родственников и избранных учеников. Само знание о цигун было доступно очень узким кругам.

2. Многие техники цигун создавались буддийскими и даосскими монахами и не были известны за стенами монастырей.

3. Неосведомленные люди, как правило, считали цигун разновидностью магии.

4. Наконец, некоторые изучающие цигун применяли неверные методы и либо не ощущали никакого эффекта от занятий, либо даже вредили себе. Узнав об этом, другие люди начинали насмехаться над цигун, а то и бо­яться этой практики.

Читатель должен знать, что в основе цигун лежит китайская медицина и теория организма, уходящая корнями вглубь тысячелетий. Из старинных книг, описывающих энергию ци и ее действия, важнейшими являются Ци-хуа-лунь («Теория превращений ци»), где объясняются взаимоотношения ци и Природы, и Цзинло-лунь («Теория каналов и ответвлений ци»), где описы­вается циркуляция ци в теле человека. Цзин — это главные энергетические «каналы», или «меридианы», а ло — «коллатерали», каналы второго порядка, ответвляющиеся от цзин. Каждый канал есть важное связующее звено между тем или иным внутренним органом и всем остальным телом. Энергетические каналы часто идут параллельно важным нервам или кровеносным сосудам, но сами, судя по всему, не являются ни нервами, ни артериями. Каналов ци всего 12, и еще в энергетике человека важную роль играют 2 главных «сосу­да» (май)* . Вдоль каналов находятся «полости» (сюэ), иначе называемые акупунктурными точками.

Кроме того, искусство цигун основывается на теории Инь и Ян, описы­вающей отношения взаимодополняющих качеств: мягкое—жесткое, женс­кое—мужское, темное—светлое, медленное—быстрое. Согласно этой те­ории, природа стремится приводить противоположности к гармонии, то есть равновесию, нейтральности. Поскольку люди — часть природы, этот за­кон распространяется и на них.

В теорию Инь-Ян входит в качестве составной части теория Пяти Эле­ментов, или Фаз. Это цзинь (металл), му (дерево), шуй (вода), хо (огонь) и ту (земля), и они отличаются от древних европейских четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли. Люди, как часть природы, тоже вовлечены во взаимо­действие элементов.

В китайской медицине есть два подхода к изучению здоровья и болезней: внешний, называемый вайсян цзепоу («рассекать внешние формы»), и внут­ренний — нэйши гунфу («совершать внутреннюю работу»). Внешний подход — это либо расчленение тела, либо оказание на него физического воздействия и наблюдение за результатами, как в современных лабораторных экспери­ментах. В нэйши гунфу исследователь применяет самоанализ. Он наблюдает за собственным телом и ощущениями и так получает медицинское знание.

Западный мир специализируется почти исключительно на медицине вай­сян. Путь нэйши на западе считается «ненаучным», хотя в последние годы от­ношение к нему начало меняться — если не среди врачей, то во всяком слу­чае среди широких масс.

Нэйши гунфу началось с наблюдения за связями между самочувствием людей и переменами в природе и открытия превращений и вариаций ци. К «природе» в данном случае относятся периодические циклы {тянь ши), такие как атмосферное давление, направление ветра, время года, влаж­ность и время суток. Сюда же входят географические параметры (дили): высота над уровнем моря, географическая широта, расстояние до больших водных масс (океана, морей, озер). Эмпирические наблюдения привели древних китайцев к выводу, что циркуляция ци в человеке связана с при­родой. Отсюда стремление человека к гармонии с природой.

Кроме того, была обнаружена тесная взаимосвязь между ци и челове­ческими делами (жэнь ши). Под этим имеется в виду отношение ци к звукам, эмоциям и пище. Поскольку поток ци контролируется головным мозгом, любое эмоциональное возбуждение мозга влияет на циркуляцию ци. Древ­ние китайские ученые наблюдали также за результатами произнесения людьми различных звуков в различных ситуациях. Например, в холодную погоду звук сы в сочетании с прижиманием конечностей к телу и глу­боким дыханием позволяет сохранить тепло. Боль от порезов проходит, если со звуком сюй дуть на рану. Данный звук помогает остановить кровотечение и успокаивает печень, а расслабление этого органа, в свою очередь, снимает боль. Звук хэй используется для поднятия работо­способности. Звук ха поможет успокоить лихорадку, подобно тому как частое дыхание собаки позволяет ей переносить жару. Такие наблюдения привели древних китайских ученых к выводу, что различные звуки могут облегчить давление на различные органы или снять напряжение в них, а поскольку внутренние органы связаны с каналами, звуки оказывают вли­яние и на циркуляцию ци.

Связь ци с пищей иллюстрирует, например, тот факт, что потребление большого количества алкоголя или жареной пищи возбуждает печень и вли­яет на циркуляцию ци в канале печени.

После долгого периода наблюдений люди поняли важность циркуляции ци для здоровья и начали искать способы улучшения этой циркуляции. По­степенно были найдены эффективные методы и «формы» (то есть положе­ния тела). Так началась история цигун.

Исторический обзор

Принято выделять четыре главные школы теории и практики цигун, создан­ные конфуцианцами, врачами, даосскими и буддийскими монахами и мас­терами боевых искусств. Эти группы не были совершенно изолированными. Так, китайский врач, изучавший ци, мог одновременно быть конфуцианцем или даосом. Как бы то ни было, дошедшие до нас письменные работы по ци­гун обычно относят к одной из этих школ.

Конфуцианцы больше интересовались обустройством человеческого об­щества, чем уединенным самосовершенствованием. Они видели назначение цигун в том, чтобы делать людей более приспособленными к выполнению общественных функций. К этой группе принадлежали многие известные ученые и деятели искусства, и их воззрения на цигун широко представлены в китайской поэзии. Наиболее знамениты поэты Ли Бо, Су Дунпо и Бо Цзюйи. Су Дунпо в соавторстве с Шэнь Цуньчжуном написал Су Шэньлян фан («Добрые рецепты Су и Шэня»).

Врачи не составляли отдельной философской школы, хотя в их трудах часто заметно влияние даосизма. Врачебная же школа цигун отличается осо­бым вниманием к сбалансированности ци.

Буддийские монахи делали основной упор на освобождение от страданий бытия через осознание. Их главным методом была неподвижная медитация, в которой дыхание должно было привести разум к успокоению. Хотя при этом существенно усиливалась циркуляция ци, это не было основной целью.

Даосы проповедовали уход из общества для самосовершенствования и достижения бессмертия. В этом им помогали цигун и алхимия — два мето­да, которые часто обсуждаются вместе. Кстати, термины вайдань и нэй-дань, употребляемые в настоящей книге применительно к методам улучшения циркуляции ци, первоначально означали алхимический эликсир бессмертия — соответственно «внешний» и «внутренний».

Мастера боевых искусств Китая внесли значительный вклад в теорию и практику цигун. Обычно ушуисты используют цигун для укрепления здо­ровья, выработки внешней и внутренней энергии, защиты тела и помощи при травмах. Боевой цигун будет подробнее обсуждаться далее в нашей книге.

Письменные документы периода до династии Хань (То есть до 206 г. до н. э).

очень отрывочны, и о многом в истории тех времен можно лишь догадываться. Предание ведет историю учения о ци и вообще всей китайской медицины от Желтого Импе­ратора, Хуан-ди (2697—2597 гг. до н. э.). Ему приписывают авторство книги, являющейся теоретическим обоснованием всей китайской медицины, — Нэй-цзин су вэнь, или «Простых вопросов из Канона о внутреннем». Впро­чем, современные ученые относят этот труд уже к ханьским временам.

И-цзин («Канон перемен») — очень древняя книга, составленная, по-ви­димому, до 2400 г. до н. э. В ней в символической форме восьми триграмм представлены все явления природы. Восемь триграмм в различных сочета­ниях образуют 64 гексаграммы. Эти фигуры проникли во все аспекты ки­тайской культуры, и неудивительно, что восемь триграмм используются так­же для описания циркуляции ци в теле человека.

Во времена династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.) китайцы использовали каменные иглы, называемые бяньши, для возбуждения акупунктурных точек. Эти инструменты воздействовали на циркуляцию ци и успокаивали боль. Итак, уже тогда было установлено, что острый инструмент лучше пальцев стимулирует биологически активные точки.

В VI веке до н. э. философ Лао-цзы, или Ли Эр, описал некоторые дыхатель­ные техники для продления жизни в сво­ем классическом Даодэ-цзине («Каноне о добродетели Дао»), в частности, в его де­сятой главе. Это первое письменное упо­минание о дыхательных техниках, про­длевающих жизнь благодаря улучшению циркуляции ци. Ши цзи («Исторические записки») свидетельствуют о том, что в периоды Весен и Осеней и Воюющих царств (770—221 гг. до н. э.) были разрабо­таны более сложные методы дыхательных упражнений.

Около 300 г. до н. э. даосский философ

Чжуан-цзы описал взаимосвязь дыхания и здоровья в своей книге Наньхуа-цзин (Чжуан-цзы). Он утверждал: «Дыхание истинного человека (т. е. бес­смертного) достигает пяток, дыхание человека обыкновенного не идет даль­ше горла». Из этого можно сделать вывод, что и в те времена даосы практи­ковали некий дыхательный метод циркуляции ци.

В эпохи Цинь и Хань (221 г. до н. э. — 220 г. н. э.) также были написаны некоторые книги, имеющие отношение к цигун. Нань-цзин («Канон о рас­стройствах») известного врача Бянь Цюэ говорит о дыхании в связи с цирку­ляцией ци. Хань шу и вэнь чжи Ханьская книга искусств и наук») рассказы­вает о четырех методах практики цигун. Чжан Чжунцзин в книге Цзинь куй яолюэ («Предписания из золотого ларца») описывает дыхательные и акупун-ктурные методы улучшения потока ци. Вэй Боян в книге Чжоу и цань тун ци («Сравнительное изучение [Канона] перемен [династии] Чжоу») рассуждает о связи человека с природой и ци. В те времена накапливались и анатоми­ческие знания. Исследовалось строение человеческого тела, его энергети­ческих каналов и нервной системы; теория циркуляции ци находила все но­вых приверженцев.

В династию Западная Цзинь (265—316) известный врач Хуа То применял акупунктуру для анестезии в хирургии. Кроме того, он популяризовал метод цигун даоса Цзюнь Цина. Это подражание движениям тигра, оленя, обезь­яны, медведя и птицы для создания локальных круговоротов ци было фор­мой вайдань и называлось уцинъси («Игры пяти животных»). Врач Гэ Хун в книге Баопу-цзы («Объемлющий простоту») упоминает о ментальном управ­лении потоком ци.

Между 420 и 581 гг. Тао Хунцзин составил Яншэнь яньмин Лу («Записи о вскармливании тела и продлении жизни»), где описал многие техники цигун.

В династию Лян (502—557) буддийский монах Да Мо прибыл в монас­тырь Шаолинь (см. о нем подробнее в главе 2). Он увидел, что тамошние мо­нахи были очень слабы и беспомощны, и это так его огорчило, что он запер себя в келье для обдумывания этой проблемы. В таком уединении он провел девять лет, а выйдя из него, написал две книги: Ицзинь-цзин («Канон изме­нения мышц и сухожилий») и Сисуй-цзин («Канон промывания головного и костного мозга»). Первый канон учил монахов укреплять свое тело и под­держивать хорошее здоровье, второй — использовать ци для очищения кост­ного мозга и крови, укрепления иммунной системы и головного мозга и до­стижения просветления. Поскольку учение Сисуй-цзина было гораздо сложнее понимать и практиковать, оно передавалось тайно и было известно лишь очень малому числу монахов в каждом поколении.

Упражнения же из Ицзинъ-цзина являются формой вайдань-цигун; в них практикуется концентрация для накопления ци в отдельных участках тела и улучшения ее циркуляции. Монахи занялись этими упражнениями и со вре­менем обнаружили, что их сила очень возросла. Методика «изменения мышц и сухожилий» стала частью боевых искусств, практиковавшихся в мо­настыре.

Шаолиньские монахи стали развивать методы цигун, завещанные им Да Мо, и создали пять комплексов боевых форм, подражающих движениям жи­вотных — тигра, леопарда, дракона, змеи и журавля. Сейчас этот тренинг на­зывается Шаолинъ усин-цюань («Шаолиньский кулак пяти образов»).

Развитие теории и методики цигун продолжалось в династии Суй и Тан (581—907). Чао Юаньфан составил настоящую энциклопедию цигунЧжу бин юань хоу лунь («Рассуждение об истоках и симптомах различных болез­ней»), где перечисляются 260 способов улучшения потока ци. Сунь Сымяо в книге Цянь цзинь фан («Тысяча золотых рецептов») описывает метод управ­ления ци, предлагает теорию шести звуков (см. главу 4) и их связи с внутрен­ними органами, а также приводит 49 техник массажа, создание которых приписывает самому Лао-цзы. Книга Вай тай ми яо («Наиважнейшее тайное наставление»), написанная Ван Тао, описывает применение дыхательных упражнений и траволечения при нарушениях циркуляции ци.

В период с 960 по 1368 гг. (династии Сун и Юань) появились новые важ­ные работы. Чжан Аньдао в книге Яншэнь цзюэ («Секреты вскармливания те­ла») обсуждает практику цигун. Чжан Цзыхэ в Жумэнь ши ши Конфуциан

ской точке зрения») сообщает о приме­нении цигун для лечения внешних травм вроде порезов и растяжений. Ли Го в книге Лань ши ми цан («Тайная библиотека палаты орхидей») описы­вает использование цигун и целебных трав при внутренних болезнях. Книга Чжу Даньси Гэ чжи юй лунь («Даль­нейшее рассуждение о полном изу­чении») дает теоретическое обоснова­ние применения цигун в медицине.

В династию Сун (960-1279), по преданию, Чжан Саньфэн на горе Удан создал тайцзи-цюань. Это боевая форма нэйдань-цигун, в которой энергия на­капливается в Данътяне — точке в нижней части живота, полутора дюй­мами ниже пупка. В тайцзи-цюане практикуется цигун «малой циркуля­ции» и «большой циркуляции» (мы подробно обсудим их в главе 3), а на­копленная энергия применяется в еди­ноборстве.

В 1026 г. Ван Вэйи создал своего знаменитого «бронзового человека» —

полый металлический манекен с обо­значенными на нем каналами и точками акупунктуры. Это замечательное наглядное пособие помогло обобщить и систематизировать теорию аку­пунктуры.

Учение об энергии ци и ее применении в медицине и боевых искусствах продолжало распространяться. Разрабатывались все новые и новые способы улучшения круговорота ци. Создателем многих стилей цигун считается ле­гендарный полководец Юэ Фэй, живший в династию Южная Сун (1127-1279). По преданию, однажды он решил, что его солдаты слишком слабы, и разработал для них на основе упражнений из Ицзинь-цзина Да Мо свой собственный комплекс — шиэрдуаньцзинь, или «Двенадцать кусков пар­чи» (позднее сокращенный до «Восьми кусков», бадуаньцзинь).

Примерно в тот же период были созданы некоторые другие стили цигун, которые до сих пор существуют. Ушуисты эмэйской школы (сложившейся на горе Эмэй, что в провинции Сьгчуань) по сей день практикуют свои хубу-гун Гун тигриного шага») и шиэр чжуан («Двенадцать позиций»). Еще один стиль сейчас встречается редко, но до революции был очень популярен. Это цзяофа-гун Гун нищего»). Этот вид цигун действительно практиковали ни­щие, и он помогал им выносить холод и голод.

В династии Мин и Цин (1368—1911) были опубликованы новые работы по цигун. Ли Шичжэнь в Ци цзин ба май као («Исследовании восьми чудес­ных меридианов») обсуждает связь цигун с каналами ци. Цао Юаньбай в книге Бао шэнь би яо («Тайные наставления о защите тела») разбирает непо­движные и подвижные формы цигун. Чэнь Цзижу в Яншэнь фу юй («Кратком введении во вскармливание тела») описывает три телесных сокровища: цзин (семя-сущность), ци (внутреннюю энергию) и шэнь (дух), а также методы их защиты. Так, он утверждает, что для здоровья мужчины вредны как чрезмер­ный расход спермы, так и застой ее, поэтому половая жизнь должна тща­тельно регулироваться в зависимости от возраста и телесной конституции. Ван Фаньань в книге И фан цзи цзе («Введение в медицинские рецепты») обобщает предыдущие работы в этой области. Ван Цзуюань в Нэйгун ту шо («Иллюстрированном объяснении нэйгун») представляет упражнения «Две­надцать кусков парчи» и объясняет смысл подвижного и неподвижного ти­пов цигун.

В период династии Цин было создано популярное ныне боевое искусство багуа-чжан («ладонь восьми триграмм»). Другой популярный стиль, холун-гун гун огненного дракона»), появился к концу династии Мин (около 1640 г.) в школе Тайян и до сих пор иногда применяется в медицинских целях. В периоды Мин и Цин существовало много других стилей и методов цигун, но большинство из них ныне исчезло или известно лишь единицам.

После 1911 года в Китае было написано огромное множество книг, луч­шие из которых можно найти в любом хорошем книжном магазине. Методы цигун, наиболее популярные сегодня, — это тайцзи-цюань, багуа-чжан, синъи-цюань, люхэбафа, которые одновременно являются и боевыми искус­ствами, а также шиэрдуанъцзинь, бадуаньцзинь, ицзиньцзин, уциньси — сугубо оздоровительные упражнения.

 


Число прочтений: 1675
Посетитель Комментарий

Добавить комментарий
Имя:
Почта: не публикуется
  © www.bik-rif.ru 2010-2017