Новости сайта | О проекте | Контакты
 
Новости сайта
О проекте
Библиотека
Календарь Майя
Контактеры 2012
Каббала
Ученые
Ученые стран мира 2012
Тибетские
Камасутра
Тибетская медицина
Контакты
Отзывы и Предложения
Полезное
Обратная связь
Фотогалерея
Поисковая система
Фотографии
Видео

Золотое сечение

Золотое сечение

Текущая версия (не проверялась)

Описание: mhtml:file://C:UsersСвета%20и%20СергейDesktopРаботаУчёные%207Золотое%20сечение%20—%20Википедия.mht!http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Rechteck_GoldenerSchnitt.gif 

Вырезав квадрат со стороной а из прямоугольника, построенного по принципу золотого сечения, мы получаем новый, уменьшенный прямоугольник с тем же свойством

Золото́е сече́ние (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление, число Фидия) — деление непрерывной величины на части в таком отношении, при котором большая часть так относится к меньшей, как вся величина к большей. Например, деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т. е. |АВ| / |ВС| = |АС| / |АВ|).

Эту пропорцию принято обозначать греческой буквой ϕ (встречается также обозначение τ). Она равна:

Описание: varphi = frac{1 + sqrt{5}}{2} approx 1.61803398874989484dots

Формула «золотых гармоний», дающая пары чисел удовлетворяющие вышеупомянутой пропорции:

Описание: frac{sqrt{m^2+4} pm m}{2}, minmathbb{N}^*

В случае с числом Описание: varphiпараметр m = 1.

В дошедшей до нас античной литературе деление отрезка в крайнем и среднем отношении (ἄκρος καὶ μέσος λόγος) впервые встречается в «Началах» Евклида (ок. 300 до н. э.), где оно применяется для построения правильного пятиугольника.

Cам термин «золотое сечение» (нем.goldener Schnitt) был введён немецким математиком Мартином Омом в 1835 году.

Математические свойства

Описание: mhtml:file://C:UsersСвета%20и%20СергейDesktopРаботаУчёные%207Золотое%20сечение%20—%20Википедия.mht!http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5d/Pentagram2.png

Описание: mhtml:file://C:UsersСвета%20и%20СергейDesktopРаботаУчёные%207Золотое%20сечение%20—%20Википедия.mht!http://ru.wikipedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

Золотое сечение в пятиконечной звезде

Описание: varphi; иррациональноеалгебраическое число, положительное решение любого из следующих уравнений

Описание: varphi^2 = varphi + 1, varphi - 1 = frac{1}{varphi},  varphi ^ 3 = frac{varphi + 1}{varphi - 1}.

Описание: varphi;представляется цепной дробью

Описание: varphi = 1 + cfrac{1}{1 + cfrac{1}{1 + cfrac{1}{1+,cdots}}},

для которой подходящими дробями являются отношения последовательных чисел Фибоначчи Описание: frac{F_{n+1}}{F_n}. Таким образом, Описание: varphi = lim_{ntoinfty} frac{F_{n+1}}{F_n}.

В правильной пятиконечной звезде каждый сегмент делится пересекающим его сегментом в золотом сечении (то есть отношение синего отрезка к зелёному, также как красного к синему, также как зелёного к фиолетовому, равны Описание: varphi;).

Описание: mhtml:file://C:UsersСвета%20и%20СергейDesktopРаботаУчёные%207Золотое%20сечение%20—%20Википедия.mht!http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/31/Zs_p02.gif

Описание: mhtml:file://C:UsersСвета%20и%20СергейDesktopРаботаУчёные%207Золотое%20сечение%20—%20Википедия.mht!http://ru.wikipedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

Построение золотого сечения

Вот ещё одно представление:

Описание: varphi = sqrt{1 + sqrt{1 + sqrt{1 + sqrt{1 + ...}}}}.

Геометрическое построение

Золотое сечение отрезка AB можно построить следующим образом: в точке B восстанавливается перпендикуляр к AB, откладывают на нём отрезок BC, равный половине AB, на отрезке AC откладывают отрезок AD, равный ACCB, и наконец, на отрезке AB откладывают отрезок AE, равный AD. Тогда

Описание: varphi=frac{|AB|}{|AE|}=frac{|AE|}{|EB|}.

Золотое сечение и гармония

Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. Архитектор Ле Корбюзье «нашёл», что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого сечения. Зодчий Хесира, изображённый на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого сечения. В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления, и т. д. и т. п.

"Золотое сечение" в искусстве

Описание: mhtml:file://C:UsersСвета%20и%20СергейDesktopРаботаУчёные%207Золотое%20сечение%20—%20Википедия.mht!http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/ff/Gold%26kadr.jpg

Золотое сечение и зрительные центры

Начиная с Леонардо да Винчи, многие художники сознательно использовали пропорции «золотого сечения».

Известно, что Сергей Эйзенштейн искусственно построил фильм Броненосец Потёмкин по правилам «золотого сечения». Он разбил ленту на пять частей. В первых трёх действие разворачивается на корабле. В двух последних — в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по закону золотого сечения. В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы: сюжета, настроения. Эйзенштейн считал, что, так как такой переход близок к точке золотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный.

Другим примером использования правила «Золотого сечения» в киноискусстве — расположение основных компонентов кадра в особых точках — «зрительных центрах». Часто используются четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости.

Следует заметить что в вышеописанных примерах фигурировало приблизительное значение "золотого сечения": легко убедиться что ни 3/2 ни 5/3 не равно значению золотого сечения.

Российский зодчий Жолтовский также использовал золотое сечение.

Критика золотого сечения

Есть мнения, что значимость золотого сечения в искусстве, архитектуре и в природе преувеличена и основывается на ошибочных расчётах.

При обсуждении оптимальных соотношений сторон прямоугольников (размеры листов бумаги A0 и кратные, размеры фотопластинок (6:9, 9:12) или кадров фотоплёнки (часто 2 : 3), размеры кино- и телевизионных экранов — например, 3:4 или 9:16) были испытаны самые разные варианты. Оказалось, что большинство людей не воспринимает золотое сечение как оптимальное и считает его пропорции «слишком вытянутыми».

 


Число прочтений: 12225
Посетитель Комментарий

Добавить комментарий
Имя:
Почта: не публикуется
  © www.bik-rif.ru 2010-2024