Новости сайта | О проекте | Контакты
 
Новости сайта
О проекте
Библиотека
Календарь Майя
Контактеры 2012
Каббала
Ученые
Ученые стран мира 2012
Тибетские
Камасутра
Тибетская медицина
Контакты
Отзывы и Предложения
Полезное
Обратная связь
Фотогалерея
Поисковая система
Фотографии
Видео

Атлас тибетской медицины. Лист 27

Атлас тибетской медицины

Лист 27
Краткое содержание главы 20 (продолжение) иллюстрируемой на листе

http://tibet-med.narod.ru/figures/atlas34.jpg

Лист продолжает изображение лекарственных компонентов разряда трав, начатое на листе 25, и содержит 108 рисунков различных видов и разновидностей травянистых растений в той последовательности, в которой они перечислены в тексте главы 20. Следует отметить, что, отмечая целебные свойства растений, автор не говорит, за очень редким исключением, какая именно часть растения (корень, листья, семена и т. п.) используется для приготовления лекарственных составов, не называет при этом и конкретных недугов, ограничиваясь общим указанием сферы действия того или иного растения. Так, первое из изображенных растений, называемое «овечья челюсть» (зопник), используется при врачевании жара груди и простуд. Следующие два растения (рис. 3,5), относимые к одному семейству, применяются для лечения воспаления геморроидальных шишек. Большой желтый цветок (мак, рис. 6) используется для лечения ран и поврежденных кровеносных сосудов. «Хаво серых скал» (бадан (?), рис. 7) помогает при отравлениях, болезнях самсеу и почек, способствует прекращению кровавого поноса и заживлению ран. «Царица с мечами» (адиантум, рис. 8), обитающая в расселинах скал, принадлежит к семейству ароматных растений, называемому «благовоние скал». Ее мечевидные листья, украшенные желтыми точками, используются для подсушивания гноя, заживления ран и укрепления хрящей.

«Китайское благовоние» (донник душистый, рис. 9) врачует лихорадочные состояния при отравлениях1, таким же целебным свойством обладает и растение «благовоние лугов» (нард индийский, рис. 10), кроме того, оно славится как средство против болезней, чинимых злыми духами. «Благовоние вкуса нектара» (коптис китайский, рис. 13) и «синее облако» (василистник, рис. 14), относимые к одному семейству, подсушивают гной, заживляют раны, снимают жар внезапно возникших лихорадочных состояний. «Гуцю» лучший (хохлатка, рис. 15) и «гуцю» худший (сверция Кинга, рис. 16) обладают одинаковыми свойствами — заживляют раны и снимают кишечные колики. Лучшее из них, говорится в тексте, имеет большой корень. Художник же не только изобразил большой корень, но и добавил ремарку, что произрастает оно в Восточном Тибете. Три разновидности растения «бампо» (тысячелистник обыкновенный, рис. 17-19), что значит «опухший, загнивший», используются для лечения нарывов, нагноений, внутренних опухолей.

Лист 27 рис.2

Цветок «бараний глаз» (астра алтайская, рис. 20) помогает при отравлениях и лихорадочных состояниях. «Его венчик похож на венчик голубого лотоса с центром, подобным бараньему глазу». Растения на рисунках 21-23, 25, обладая одинаковыми целебными свойствами, входят в семейство «кхэнпа». Они используются как кровоостанавливающее средство, а также как средство, помогающее при опухании (отеках) рук и ног. Кроме того, «кхэн» белый (полынь) используется для лечения почечных заболеваний и при процедуре «набирания соков» (см. л. 52). Лечебные свойства растений, изображенных ниже, связаны с врачеванием «желтой воды» и отеков (рис. 24, 26); почечного жара и лихорадочных состояний (рис. 27); лихорадок и болезней «желчи» (рис. 28-29); пищевых отравлений (рис. 34-36); задержания мочи и поноса (рис. 41-43); жара легких и печени (рис. 37-40); ран (рис. 42) и т. п. На рисунках 91-96 изображены растения семейства «мощная рука» (ятрышник), чьи корни несколько напоминают человеческую руку, постепенно теряющую свою конфигурацию, от многопалой до однопалой, что как бы символизирует ухудшение лечебных свойств растений, заключающихся в укреплении физической силы организма и семени. Рисунки листа завершаются изображением двух разновидностей растения семейства «цзява» (горичник), врачующих все болезни холода «флегмы» и желудочные заболевания.

Примечание:

1 По всей вероятности, слово «отравление» используется в тибетской медицине в самом широком смысле для обозначения внезапного недомогания, связанного с повышением температуры.

 


Число прочтений: 2244
Посетитель Комментарий

Добавить комментарий
Имя:
Почта: не публикуется
  © www.bik-rif.ru 2010-2024