Новости сайта | О проекте | Контакты | |||||||
Атлас тибетской медицины. Лист 9
Атлас тибетской медициныЛист 9
|
|
Использование одного и того же слова для обозначения различных психических и соматических реалий связано, вероятно, с представлениями о человеческом организме как о единстве трех структурных уровней, из которых каждый последующий опирается на предыдущий, а каждый предыдущий принимает участие в формировании последующего, причем реалии каждого предыдущего уровня представляют собой более грубую форму реалий уровня последующего.
Эти три структуры, составляющие триединство любого человеческого организма, суть:
1 непроявленное тело абсолютной истины, или тончайшее сознание, опирающееся на тончайший энергетический ток. Это тончайшее сознание, попавшее в составе сознания в целом из стадии бардо в центр слияния отцовской и материнской зародышевых жидкостей, одухотворяет эмбрион и дает начало его развитию, стимулируя формирование «тонкого тела»;
2 «тонкое тело»2, возникающее в первые два месяца развития эмбриона и состоящее из множества (в разных традициях от 72 тысяч до 13,5 миллионов) тонких сосудов вкупе с тонкими психическими токами, несущими «жизненные сущности», или «тхикле»3, эманированные «главным тхикле», а также токи-каналы феноменального тонкого сознания и грубого сознания, связанного с органами чувств;
|
3 «грубое тело», то есть тело из плоти и крови, чье формирование стимулируется «жизненными сущностями тонкого тела». В дальнейшем «жизненные сущности» поддерживают жизненный тонус организма. Считается, что организм не умрет до тех пор, пока в нем не перестанут функционировать «жизненные сущности».
Подобное представление тибетских медиков о триединой природе человеческого тела вытекает из буддийской доктрины о трех телах Будды. Считается, что очищенное от омрачений проявленное тело абсолютной истины реализуется как дхармакая; очищенное от омрачений «тонкое тело» реализуется как самбхогакая; очищенное от омрачений «грубое тело» реализуется как нирманакая.
Говоря о сосудах человеческого тела в целом, автор трактата «Голубой берилл» делит их на четыре большие группы, исходя из функций, которые они выполняют при формировании «грубого тела» и обеспечении его жизнедеятельности. Он выделяет формирующие, управляющие, связующие сосуды и сосуды жизни.
К формирующим сосудам относятся три главных сосуда-тока «тонкого тела», которые первыми возникают из центра зародыша и проходят вверх и вниз по формирующемуся телу. Центральный сосуд-ток, именуемый «ума»4, связанный с первоэлементом «воздух», пролегает по центру тела от макушки до половых органов. Он изображается прямым, полым, излучающим голубой цвет каналом, который являет собой центральную ось «тонкого тела», напоминая этим позвоночник тела «грубого». В своей нижней части сосуд «ума» дает начало формированию половых органов, выступая первопричиной сладострастия, которое порождает физиологическую энергию «пневму».
Второй формирующий сосуд-ток называется «рома»5. Он проходит вблизи и справа от центрального сосуда. Связанный с первоэлементом «огонь», сосуд «рома» также изображается полым, несколько тоньше центрального сосуда, он излучает красный цвет и представляет женское начало. Сосуд «рома» дает начало формированию черного сосуда жизни, продуцирующего кровь. Являясь первопричиной гневливости, кровь спонтанно порождает физиологическую энергию «желчь».
Третий формирующий сосуд-ток называется «кьянма»6. Он проходит вблизи и слева от центрального сосуда. Связанный с первоэлементом «вода», этот сосуд излучает белый цвет и представляет мужское начало. В своей верхней части сосуд «кьянма» дает начало формированию мозга, который является первопричиной омраченности, спонтанно порождающей физиологическую энергию «флегму».
|
Формирующие сосуды соединяются в районе головы и половых органов. Место соединения в районе половых органов является очагом «тумо»7, или мистического жара, который может реализовать как физиологическую теплоту опытный йогин.
Три формирующих сосуда трояко переплетаются в районе головы, горла, сердца, пупка и половых органов, образуя в месте каждого переплетения подобие колеса со спицами, или чакру. Каждая чакра формируется следующим образом: в месте переплетения от центрального сосуда «ума» отходят на четыре стороны по одному так называемому «лепестковому» сосуду, а от сосудов «рома» и «кьянма» вверх и вниз по десять лепестковых сосудов. Таким образом, возникает центр, состоящий из двадцати четырех сосудов. Далее от каждого из четырех лепестковых сосудов сосуда «ума» отходят по двадцать пять, а от каждого из лепестковых сосудов «рома» и «кьянма» по двадцать мелких сосудов. Эти пятьсот мелких сосудов окружают первичный комплекс, состоящий из двадцати четырех лепестковых сосудов, который «подобен царю, вершащему дела правления». Отсюда и их название «управляющие сосуды». По своим функциям эти сосуды делятся на пять групп:
1 Сосуды чакры головы, носящие общее название «сосуд, свернувшийся кольцом в мозгу», ведающий функционированием органов чувств.
2 Сосуды чакры горла, носящие общее название «сосуд наслаждения едой и питьем», что и говорит о его функции.
3 Сосуды чакры сердца носят общее название «сосуд прекрасного сознания». Здесь, «опираясь на память и самосознание, порождаются шесть видов чувственного восприятия». Отсюда отходят в разные стороны четыре сосуда-тока (см. л. 10): вперед отходит красный сосуд-ток сознания пяти органов чувств; направо отходит желтый сосуд-ток алая-виджняны; налево отходит голубой сосуд-ток перцептивного сознания; назад отходит зеленый сосуд-ток омраченного сознания.
4 Сосуды чакры пупка носят общее название «сосуд - центральная опора», функцией которого является формирование тела с момента появления зародыша.
5 Сосуды чакры половых органов носят общее название «сосуд половой принадлежности», функция которого состоит в воспроизведении рода. (О связующих сосудах см. л. 10.)
Рисунки 100*-103* в верхнем картуше листа завершают изображение линии преемников трактата «Ваза нектара». Среди них - «Всезнающий покровитель Страны снегов», или далай-лама V. Далее на рисунках 106*-110* показаны последователи традиции трактата «Опыт лечения черной оспы». Последним среди них мы видим далай-ламу V. Подпись под рисунком гласит: «Всезнающий - украшение сансары и нирваны», что является одним из его эпитетов. Три крайних справа рисунка в картуше (рис. 112*-1 14*) открывают изображение последователей трактата «Многие святые мощи».
Примечание:
1 Тиб. rtsa.
2 В сущности, «тонкое тело» повторяет собой структуру сознания, переживавшего состояние бардо в форме ментального тела, представляющего неразрывное единство индивидуального сознания как такового и энергетических токов - его носителей. Считается, что ментальное тело имеет размеры пяти-шестилетнего ребенка, питается запахами и беспрепятственно перемещается в пространстве в поисках нового места рождения. Обнаружив таковое, оно коллапсируется в энергетический сгусток размером в малую горошину и проникает в центр слияния мужской и женской зародышевых жидкостей в период соития. Затем происходит нечто подобное реколлапсации. Нечто обратное происходит в момент смерти. В это время энергетические токи, движимое ими сознание и «жизненные сущности» - «тхикле» собираются сначала в трех главных формирующих сосудах «тонкого тела», затем в центральном сосуде и наконец коллапсируются в центре чакры сердца в энергетический сгусток. Через три дня после физической кончины сколлапсировавшееся сознание по центральному сосуду покидает через «отверстие Брахмы» «грубое тело» и тут же реализуется в виде ментального тела, чтобы приступить к поискам места нового рождения.
3 Тиб. thig-le. Подробнее об этом см. л. 12.
4 Тиб. dbu-ma, санскр. avadhuti.
5 Тиб. ro-ma, санкср. rasana.
6 Тиб. rkyang-ma, санскр. laiana.
7 Тиб. gtu-mo.
Посетитель | Комментарий |
---|
© www.bik-rif.ru 2010-2024 |