Новости сайта | О проекте | Контакты | ||||||||
Атлас тибетской медицины. Лист 2
Атлас тибетской медициныЛист 2КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВ 2, 3, ИЛЛЮСТРИРУЕМОЙ НА ЛИСТЕГлава 2 «Структура трактата». Будда Шакьямуни, восседавший на престоле в чертоге града «Прекрасного» в ипостаси Верховного целителя (рис. 2), вняв просьбам окружающих повернуть Колесо Учения о врачевании1, погрузился в самадхи2, именуемое «Царь лекарств, излечивающий четыреста четыре болезни», испустив из сердца своего множество тысячецветных лучей на все десять сторон света3.
Под их воздействием обитатели шести миров4 освободились от пороков, связанных с дурными помыслами, и успокоились все болезни, проистекавшие от «трех ядов»: омраченности, гневливости и страстей. Затем лучи вернулись в исходное место, и перед собравшимися возник, эманированный из сердца Верховного целителя, нирманический5 наставник Рикпэ Еше (рис. 3), обладающий природой запредельной «мудрости, подобной зеркалу»6. «О, друзья! - обратился он к окружению Верховного целителя.- Стремящиеся прожить свой век без болезней или желающие избавиться от них должны изучать науку врачевания. Стремящиеся к долголетию должны изучать науку врачевания. Жаждущие духовных свершений, материального благополучия, безмятежного существования должны изучать науку врачевания. Желающие избавить живые существа от болезней и обрести, в силу этого, глубокое уважение людей, должны изучать науку врачевания». В это время Верховный целитель испустил из языка своего, подобного лепестку красного лотоса, множество тысячецветных лучей на все десять сторон света. Под их воздействием живые существа освободились от пороков, связанных с речью, таких как лживость, суесловие, грубость, клевета, излечились все болезни, проистекающие от дисбаланса «пневмы», «желчи», «флегмы», и успокоились злые духи. Затем лучи вернулись в исходное место, и перед собравшимися возник риши Илэ Кье - эманация речи Будды, обладающий природой запредельной различительной мудрости7. Совершив ритуальный обход8 вокруг наставника (рис. 4) и почтительно поприветствовав его (рис. 5), он, выражая чаяния всего окружения Учителя, произнес: «Наставник Рикпэ Еше, каким образом желающие сотворить благо себе и другим должны изучать науку врачевания?» (рис. 6). Отвечая на этот вопрос, Рикпэ Еше сказал, что всю науку врачевания заключает в себе «Эзотерический трактат сокровенных наставлений по восьми разделам, составляющим сущность эликсира бессмертия». Эти восемь разделов, перечисляющих объекты врачевания, суть: болезни взрослого организма; детские болезни; женские болезни; болезни от злых духов; ранения и травмы; отравления; старческие немощи; бесплодие.
Этот трактат, продолжал Наставник, состоит из четырех книг, или тантр9: «Книги основ», «Книги объяснений», «Книги наставлений», «Заключительной книги». Эти книги объединены кратким названием «Четверокнижие». «Книга основ» схематически отображает науку врачевания в целом. «Книга объяснений» состоит из одиннадцати тем: краткий перечень содержания входящих в книгу глав; формирование тела; причины болезней; правильный режим поведения; правильное питание; лекарства и методика их изготовления; врачебный инструментарий; предупреждение заболеваний; принципы диагностирования; методика врачевания; требования, которым должен отвечать лекарь. «Книга наставлений» содержит пятнадцать тем: врачевание болезней, вызванных расстройством «пневмы», «желчи», «флегмы»; врачевание внутренних болезней; врачевание болезней жара; врачевание болезней верхней части туловища; врачевание полых и плотных органов; врачевание половых органов (мужских и женских); врачевание мелких заболеваний; врачевание язв и нарывов; врачевание детских болезней; врачевание женских болезней; врачевание болезней от злых духов (потеря памяти, безумие, параличи); врачевание ранений и травм; врачевание отравлений; врачевание недугов старости; врачевание бесплодия. «Заключительная книга» включает в себя четыре раздела: подробное описание методики обследования пульса и мочи; описание лекарственного сырья, правил его сбора и способов приготовления лекарств; описание методики очищения организма путем слабительных и рвотных средств; описание лечебных процедур (кровопускание, прижигание, компрессы, ванны и т. п.). В заключении главы 2 Наставник перечислил названия всех 156 глав «Четверокнижия». Глава 3 «Коренные причины заболеваний». Глава начинается с обращения Илэ Кье к Наставнику Рикпэ Еше с вопросом, как должно изучать «Книгу основ». «Книга основ», ответил Рикпэ Еше, являет собой схему, представляющую содержание науки врачевания в виде трех отдельных корней (основ) с девятью стволами, сорока семью ветвями и двумястами двадцатью четырьмя листьями.
Первый ствол (рис. 8) с его тремя ветвями схематически показывает устроение здорового человеческого тела. Так, первая ветвь (рис. 9) и ее пятнадцать листьев символизируют пять разновидностей каждой из трех физиологических энергий организма: «пневмы» (рис. 10-14), «желчи» (рис. 15-19), «флегмы» (рис. 20-24), баланс которых обеспечивает нормальную жизнедеятельность, расстройство же вызывает болезненные состояния. Вторая ветвь (рис. 25) и ее семь листьев (рис. 26-32) - символизируют семь компонентов человеческого тела: питательный сок, кровь, плоть, жир, кости, костный мозг и семя10. Третья ветвь (рис. 33) и ее три листа (рис. 34-36) показывают три вида нечистых выделений организма: кал, мочу, пот. Неизменное пребывание в равновесии всех перечисленных выше элементов тела в сочетании с правильным питанием и поведением является залогом постоянного здоровья и преуспевания в жизни, что символизируют цветки (рис. 37-38) и плоды (рис. 39-40). Второй ствол (рис. 41) с изображением больного и врача - ствол болезненных изменений в организме. В их основе лежат три главные причины (рис. 42-45), нарушающие баланс «пневмы», «желчи» и «флегмы». Символами этих причин соответственно являются птица, змея и свинья, изображенные на этой ветви. Помимо трех основных причин, существуют четыре фактора, способствующих заболеваниям. Так, например, переохлаждение организма ведет к увеличению в нем «пневмы» и уменьшению «желчи», т. е. к их дисбалансу. Дисбаланс физиологических энергий может также проистекать от чрезмерного или недостаточного питания, неправильного образа жизни, может вызываться злыми духами (рис. 46-50). На следующей ветви, называемой «входные врата болезней» (рис. 51), показаны места, где проявляется дисбаланс физиологических энергий (рис. 52-57). На втором стволе показаны места в организме, где находятся «пневма», «желчь» и «флегма» в нормальном состоянии (рис. 59—61) и пути их движения, когда баланс нарушен: по семи компонентам человеческого тела, нечистотам, органам чувств, плотным и полым органам (рис. 63-77). Характер заболевания связан с возрастом, климатом, временами года, что схематически показано на рисунках 78-87. В случаях, указанных на рисунках 88-97, болезнь заканчивается смертельным исходом. Состояние (здоровое или болезненное) трех физиологических энергий организма может варьироваться по-разному, как показано на рисунках 98-110, что обусловливает соответствующие расстройства. Приведение в норму одной физиологической энергии может вызвать дисбаланс двух других. Причем это может произойти как после завершения курса лечения, так и во время лечения. Схематически обратное воздействие приведения в норму одной физиологической энергии на две другие показано на ветви 11 (рис. 99). Так, например, листья 75 и 76 этой ветви показывают нарушение баланса «желчи» и «флегмы» после приведения «пневмы» в норму (рис. 99-100). Листья 77 и 78 (рис. 101-102) показывают нарушение баланса «желчи» и «флегмы» в процессе лечения дисбаланса «пневмы». В заключение говорится, что все болезни делятся на две группы: болезни, вызываемые расстройством «пневмы» и «флегмы», и болезни, вызываемые расстройством крови и «желчи». Болезни первой группы, в силу холодной природы болезнетворных энергий, «подобны воде», их именуют «болезни холода»; болезни второй группы, в силу жаркой природы болезнетворных энергий, «подобны огню», их именуют «болезни жара» (рис. 111-113). Недуги, вызванные «паразитами» (см. л. 45), а также расстройством «желтой воды»11, могут относиться к той и другой группе. Рисунки в верхнем картуше листа открываются изображением четвертого нирманического наставника по имени Рикпэ Еше - эманации деяний Верховного целителя (рис. 13х). Одновременно с первым нирманическим наставником Владыка бериллового сияния создал нирманического риши по имени Илэ Кье, или «Рожденный из разума» (рис. 14х). Этот риши, являвшийся эманацией речи Владыки бериллового сияния, вопрошал нирманических наставников о сути науки врачевания, последовательно побудив изложить их различные аспекты этой науки, составившие содержание «Четверокнижия».
Далее идут рисунки, изображающие окружение Владыки бериллового сияния, которое состояло из свиты небожителей, свиты небесных и земных риши, свиты - высших существ - небуддистов и свиты святых - последователей учения Будды. Для каждой из этих групп слова нирманических наставников звучали по-своему и воспринимались ими в соответствии с их представлениями и нуждами. Лишь риши Илэ Кье воспринял слова нирманических наставников в том виде, в каком они приведены в «Четверокнижии». Примечание: 1 Повернуть Колесо Учения - изложить буддийсское учение в полном объеме, что, по представлениям буддистов, доступно только буддам - проповедникам Учения. 2 Самадхи - высшая степень медитативного сосредоточения, во время которого исчезает различие между медитирующим и объектом медитации. 3 Десять сторон света - север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад, зенит, надир. 4 Шесть миров - мир божеств, мир асуров, мир людей, мир животных, мир голодных духов (прет), мир обитателей ада. 5 Нирманический - созданный могуществом Будды. 6 Запредельная мудрость, «подобная зеркалу»,— один из пяти видов трансцендентной мудрости эзотерического буддизма, персонифицируемый в дхьяни-будде Акшобхье. 7 Запредельная различительная мудрость - один из пяти видов трансцендентной мудрости, персонифицированный в дхьяни-будде Амитабхе. 8 Ритуальный обход - троекратный обход вокруг священного объекта или духовного наставника, символизирующий высшую степень проявления почтения. 9 Тантра - означает «последовательность», а также является общим названием для эзотерических сочинений. Здесь это слово употреблено в первом значении, в смысле строго последовательного изложения науки врачевания от начала до конца (см.: Словарь тибетских медицинских терминов. Пекин, 1983, с. 118, на тиб. яз. Далее обозначается - ТМС ). 10 Семя - в данном случае имеется в виду не только мужское семя, но и женские порождающие элементы. 11 В процессе переработки желчью питательного сока переваренной пищи в кровь питательный сок дает мутный осадок, который вместе с частицами желчи образует липкую жидкость - «желтую воду». Эта жидкость может находиться в мышцах, костях, во внутренних органах, в проходных путях между - мышцами и кожей, в суставах, вызывая многие опасные заболевания
Число прочтений: 2076
|
© www.bik-rif.ru 2010-2024 |